Самый порок

Aug 20, 2021 07:04

Это очень старая история. Еще в первые века христианства много было умов сломано в рассуждениях, что есть самоглавнейший порок. Известное дело, к нашим благословенным временам принято некоторое согласованное решение - что гордыня. Решение хорошее ( Read more... )

ethics2

Leave a comment

cmt96 August 28 2021, 13:04:11 UTC
Насчёт свободы. В диалоге своём я это уже говорил, а потому мне будет проще и сейчас сказать, как я вижу обращение с такими понятиями: бог, свобода, жизнь, язык, личность, точка, число и многие другие. Есть такие понятия, которые можно направить и ограничить при помощи других понятий. А есть такие, которые нельзя. Выявить то, о чём они говорят, можно только прямым наблюдением за их использованием при размышлении. Конечно, люди думают по-разному, но можно представлять себе, какой способ мышления наиболее плодотворен: опять же не определять, а прослеживать, наблюдать за ним. Что до свободы, то когда мы о ней вспоминаем? Когда избираем себе путь действия. Но можно либо говорить себе, что всё равно, и тогда о некоторых вещах нечего и стараться. О каких вещах? Если присмотреться, то о тех самых, на воспоминание о которых наводит слово "свобода": а как лучше; а как понять, что так лучше; а вот кто-то оспаривает… Либо говорить себе, что по самой природе вещей есть большая разница, и тогда надо спрашивать себя, в чём она. И тогда опять же свобода оказывается существенной. Таким образом, вопрос о свободе пересекается с вопросом о благе. Дальше, конечно, хочется спросить о различии: в чём разница между свободой и благом. Но благо не зависит от предрассудков человека, а свобода - зависит: если предрассудок направляет человека к какому-то благу, которое, может быть, оказывается ложным, а может быть, и нет, то благо этим не оказывается затронуто, а свобода меняет свой облик. Можно рассуждать и дальше, но я хотел бы обратить внимание на этот способ размышления: по последствиям для размышления. Какие области затронуты, а какие остаются прежними. Какие воспоминания участвуют, а какие игнорируются. Для таких неопределяемых понятий мне этот способ видится наиболее правильным. Конечно, сама применимость этого способа сильно зависит от того, что во многом человек несвободен, то есть не определяет и не находит своё благо сам, а думает по сложившимся дорожкам: ведь именно эти дорожки и изучаются.

Насчёт личного развития. Когда я сам с собой разговариваю на эту тему, то у меня всегда появляется слово "источник". Использую его я примерно так, как в заметке, которую я приставил в самом конце к этому роману, что я перевёл.

Reply


Leave a comment

Up