Самый порок

Aug 20, 2021 07:04

Это очень старая история. Еще в первые века христианства много было умов сломано в рассуждениях, что есть самоглавнейший порок. Известное дело, к нашим благословенным временам принято некоторое согласованное решение - что гордыня. Решение хорошее ( Read more... )

ethics2

Leave a comment

cmt96 August 20 2021, 06:27:43 UTC
Грех - это ошибка: ошибочное действие, чувство или суждение, погрешность против истины.

Порок - это недостаток внутренней природы, как-то дурная черта характера или склонность: например, "порочная женщина".

Эти две вещи могут, вообще говоря, взаимодействовать: пороки ведут к совершению грехов, как-то самоубийства, а совершая грехи, человек развивает в себе пороки. Но это - две разные вещи. Помянутый выше Фома учил, что раз сущность Бога недоступна познанию, изучение божественного проводится по его действию на мир, а не по его сущности. Но к этим двум вещам это не относится: их сущности доступны человеческому уму.

Итак, если последовательно этимологизировать, то многие слова проясняются. Полезная вещь.

Перед тем, как относить к понятиям слова, нужно этимологизировать, потому что тогда употребление в целом и в конечном итоге оказывается более естественным, хотя в отдельных местах, может быть, слишком педантичным и для кого-то непривычным. А именно: во-первых, оно охотнее находит подтверждения и созвучия, помогающие мышлению и восприятию, в тех местах, о которых изначально и совсем не думал; разумеется, не в любом случае, а в том, если у языка была в прошлом великая культура, но к русскому языку это относится. Во-вторых, оно лучше вписывается и в текущее размышление, оказывается в итоге удачнее и уместнее. Это придаёт и силы, чтобы упорядочивать само мышление, а не только употребление слов.

Есть ещё один довод в пользу этимологизирования: оно даёт объективный способ для того, чтобы люди, имеющие разные привычки и мировоззрения, могли находить между собой общие слова или, во всяком случае, могли сделать понятным друг другу своё личное употребление.

NB: думаю, что сущность греха самоубийства состоит в том, что человек самостоятельно распоряжается сроком своей жизни. И ошибка, собственно, не в том, что человек распоряжается тем, что ему не принадлежит, - хотя верующие, наверное, приведут именно этот аргумент, - а в том, что он распоряжается тем, на что у него никогда не хватит ума решить: а как лучше. Что лучше - умереть сейчас или вот тогда? Этот вопрос человеческому уму не под силу, а потому он и не должен его ставить и разрешать: грешно.

Reply

vida_louca August 20 2021, 06:43:28 UTC
Спасибо. Хотелось бы думать, что Ваш комментарий является дополнением к моему, а не его опровержением.

Reply

cmt96 August 20 2021, 10:52:27 UTC
Безусловно.

Reply

ordinary_nobody August 20 2021, 14:15:57 UTC
Получается, человек, сознательно выбирающий жить дальше, совершает ту же ошибку, что самоубийца.
Есть множество важных вопросов, требующих решения, как же лучше. Как определяется, какие из них человеческому уму под силу, какие нет?

Reply

cmt96 August 20 2021, 15:08:07 UTC
Я бы сказал, что ошибка уже в том, что он занялся тем делом, которое потребовало задать себе вопрос. Пить или не пить эликсир бессмертия? Убивать или не убивать себя? Убивать или не убивать другого?

Когда врач лечит - это другое: он лечит от болезни, он старается помочь. Я имею в виду: результат - тот же самый (иногда); но дело, в которое погружён врач, - совсем другое; то если на дело смотреть - "психологически": его в этот момент окружают в душе вопросы другого рода - практические вопросы борьбы с заболеванием. То же самое - спасатель на реке: он не задаётся вопросом, жить кому или не жить, он просто спасает, насколько может или насколько выпадает случай. А если решил не спасать? Думаю, безгрешен, но ему придётся помучиться вопросом, кто он такой и чего ему в жизни надо; может быть, прийти к выводу, что всё-таки что-то не так, то есть что был какой-то грех. Какой - не знаю: "вскакивать в чужую совесть - самый неудобный манёвр". То же - с пресловутой вагонеткой: там человек поставлен в такие искусственные условия, что он по сути безответствен, он безгрешен при любом решении.

Точного общего ответа я, конечно, не знаю. Этого и нельзя знать, по-моему: вот даже так. Окончательно не решить, кто грешен и кто безгрешен; есть лишь направления. Но есть что-то вроде естественного процесса, по которому человек погружает себя в то или иное дело, то есть ставит себя в окружение тех или иных вопросов; то есть некая смена дел, поток дел. Этот процесс может идти как из правильных источников, так и из ложных, не имеющих отношения к сложившемуся делу "в его лучшем", то есть к тому самому стремлению себя поправить, которое задаёт неизбежную, "объективную" благородную сторону человека. То есть естественность, спонтанность бывает обусловлена по-разному: и с толком, и без толку. Была такая поговорка: грязь - это вещество в ненужном месте. Вот точно так же, мне кажется, и порок - это неуместная добродетель; как и грех совершают от стремления к благу. Ну, и если говорить о вопросе, каков должен быть срок жизни… что принадлежит к этому вопросу? Что в этом самом вопросе уместно? Конечно, знание о том, что хорошо и что плохо не в данном частном деле, а в жизни в целом: ложное обобщение. Об этом человек не может знать, поскольку это значило бы быть всеведущим. Какое ещё могло бы быть знание выше этого?

О ложных обобщениях - мне и вообще кажется, что ошибка попадает в мысль всегда на этапе обобщения - конечно, необходимом. Ещё такое наблюдение из того, как дела в душе сменяют друг друга и протекают - мне кажется, что дела делятся по степени "близости" к человеку. Например, в одни дела человек допускает далёких людей, то есть соглашается иметь их в виду, а в другие - уже нет.

Reply

ordinary_nobody August 20 2021, 16:39:30 UTC
Так как тогда определить-то, какое дело неправильное, что оно приводит к неправильным, непосильным вопросам? Может, я им уже занимаюсь, уже ошибся, на нем же не написано.

То есть: я вижу, что про некоторые вещи мне сейчас думать не надо, нехорошо получится. Но как можно такие вещи определить предметно, универсально для всех? Типа - задумавшийся, быть или не быть, всегда ошибается.

Между прочим: кажется, ответ на конкретный частный вопрос - хорошо или плохо будет убить этого комара, медведя, человека - всеведения не требует.
И это не эквивалентно вопросу о правильном сроке жизни. Чтобы не про убийства, а наоборот: продолжать ли спасательные работы при конкретном риске для жизни спасателей, посылать ли людей. При этом никто не пытается определить, каков правильный срок жизни, кому следует жить, а кому нет; а вопрос есть.

Reply

chigrishonok August 20 2021, 16:48:25 UTC
Так как тогда определить-то, какое дело неправильное, что оно приводит к неправильным, непосильным вопросам? Может, я им уже занимаюсь, уже ошибся, на нем же не написано.

от конкретики зависит.
и от совести. Своей. Личной.

Reply

ordinary_nobody August 20 2021, 18:49:47 UTC
Всё так.
Просто там выше был пример определения по одному предмету вопроса: кто пришел к вопросу Икс, тот уже не прав.

Reply

chigrishonok August 21 2021, 02:11:27 UTC
И по результату смотреть ещё. Ведёт ли это тебя лично к кортизол, или к дофамину

Reply

ordinary_nobody August 21 2021, 02:39:21 UTC
Такому результату я не больно доверяю: почему это разные тонкие материи должны так хорошо отражаться на телесном.

Reply

chigrishonok August 21 2021, 02:49:54 UTC
Потому, что так устроен мир, другого не завезли.

Reply

ordinary_nobody August 21 2021, 03:02:52 UTC
Да я, видимо, еще не узнал, что он так устроен.

Reply

chigrishonok August 21 2021, 03:20:40 UTC
А что такое тонкие материи?

Reply

ordinary_nobody August 21 2021, 18:41:15 UTC
Я так тут назвал разные достаточно общие вещи, проходящие по ведению совести, скажем.
Ну не видно мне на собственном опыте, что где дофамин, там я был на верном пути, не видно.

Reply

chigrishonok August 21 2021, 18:58:38 UTC
Возможно, потому, что не было измеримого приборами результата?

Reply

ordinary_nobody August 21 2021, 19:01:37 UTC
Какие приборы, по пачке Беломора летаем.

Reply


Leave a comment

Up