Это вопрос про Россию. Я просто не знаю, насколько распространен антиинтеллектуализм в мире, в Европе. А здесь - вроде бы очевидно (судя по фильмам, в США - тоже весьма антиинтеллектуальная культура, но я догадываюсь, что фильмы - не лучшее место наблюдения за жизнью). При этом многие даже не догадываются об этом свойстве культуры. Это как буллинг в школе или бытовой антисемитизм - люди в этом живут и понятия не имеют, что это есть - потому что плевки и колотушки соседу замечаются не в пример хуже своих. Так что я вижу антиинтеллектуальность - она очевидна, тут и в кинофильмах показывают, и в книгах авторы явно проговариваются, и в разговорах очевидно слышится. Там все оттенки - и презрение к интеллектуальности, и разговоры о дерьме нации, и сомнения в науке "больно умные..." и много чего еще. Поскольку это вполне очевидно, мне не интересно спорить на тему "а есть ли сам феномен"? Я понимаю, что многие не видят и не верят - ну и нет проблем.
Мне интересны не причины, а способы борьбы. Про причины примерно понятно (рост доли образованных элит за последний век, а численность губит качество и реноме, провал как империи, так и союза как государственных образований, неизбежно связанный с их элитами, массовость профессий и исчезновение связанного с образованием социального лифта, падение качества образования, специализация профессий и разрывы в понимании... там много чего). Но причины не определяют способы восстановления - потому что время меняется, и то общество, и те причины - более не существуют.
Поэтому интересно: возможно ли с этим бороться? Как именно? Как можно сделать культуру, с симпатией относящейся к интеллектуальности? Это всегда есть следствие разбогатения и крупных интеллектуальных побед, способствующих богатению, или может быть культура, симпатизирующая интеллектуальности, - даже и в отсутствии в жизни страны крупных интеллектуальных свершений? (Так сказать, всегда ли сначала Пушкин, а потом почтение к стихам, или можно и без Пушкина). Как вообще образуется такая вещь, как культура, симпатизирующая интеллектуальности?
Отдельный вопрос, конечно - о том, что мои представления о такой культуре могут сильно отличаться от ваших. Для меня внешними признаками были бы имеющие массовый спрос фильмы, где у героев - интеллектуальные профессии, и это не формальность, а содержательная их характеристика, где интеллектуальные профессии не вызывают презрения в книгах и в разговорах людей и пр. Мне кажется, это проявляется именно так. Но я вполне готов принять, что у других - совсем иные критерии и представления, они могут думать, что симпатия к интеллектуальности проявляется в денежных надбавках, орденах-и-медалях, чинах на лампасы или еще каким-нибудь образом. Это отдельное дело - как можно определить, что общество является настроенным к интеллектуальности отрицательно - или положительно. Я бы тоже об этом с удовольствием послушал, но хотелось бы и ответ на вопрос - как сделать общество из отрицательно относящегося к интеллектуальности - напротив, симпатизирующим интеллектуальности?
(c)
zh3l