Достаточно ли достоинства

Jan 18, 2021 09:26

Вот, опять же, клишированное выражение: чувство собственного достоинства. А в самом деле, как сейчас определяют, что у человека это дело есть? Сами понимаете, время наше новое, многое тогокнулось, и в новых условиях мне это не понятно. По каким признакам? Как узнать, что достоинтво у кого-то есть? как понять, на что смотрят окружающие, решая, есть ( Read more... )

psychology4

Leave a comment

alexeyostrovsky January 18 2021, 14:05:16 UTC
Тот, кто ценит и любит классическую музыку, как правило, не ходит на концерты китайских музыкантов и оркестров. Связано это с тем, что в их исполнении почти любая европейская музыка, что Монтеверди, что Шостакович, звучит как марш, сыгранный на синтезаторе. Я сейчас утрирую, но там почти всегда очевидна потеря индивидуальности оркестрового исполнения, даже, если дирижирует именитый европеец. Эта музыка перестаёт быть собой, теряет свое содержание, она утрачивает достоинство.

Примерно так же можно сказать о человеке, который не имеет представления о достоинстве. Аудитория таких концертов в своём большинстве те люди, что немалую часть времени проводят за фотографированием себя и интерьера театра, обработкой снимков и выкладыванием их в социальные сети, посылая некое такое вот сообщение о себе. Многие из них приходят ради целей, не связанных с музыкой, так перерабатывая своим эгоизмом содержание внешнего окружения. Часто они не слушают эту музыку ради неё самой, им не нужны и не понятны её достоинства, чтобы их искать. Потому они оказываются на таких концертах.

Получается, что при наличии чётких форм в виде нотной записи, наполнение достоинством музыкального произведения бывает невозможным -- от формы не всегда можно прийти к содержанию, если не несёшь его с собой. Также при наличии формы -- многообразия оттенков личного эгоизма -- составить для себя представление о достоинстве тоже оказывается не всегда можно. И тут видно, что, называемое в культуре личным или уникальным, если мы говорим об индивидуализированном человеке, будто теряет свое содержание -- оно суть сплошной конформизм, когда в уникальные формы проявления личного эгоизма облекается бессодержательная, конформная суть. Здесь можно увидеть подмену понятий, что произошла в наше время. Эгоизм и его производные сегодня, отнюдь, не проявление индивидуальности и, конечно же, не достоинство -- не достаточно просто противопоставить себя другим с надутыми губами, выполняя программу даже, если она заимствована из приличных книг, чтобы явить нечто индивидуальное и достойное.

Наличие или отсутствие ценностей, на мой взгляд, не первично в данном случае. Первично присутствие содержания человека, опирающегося на ценности. Достоинство не должно быть чувством собственным. Это чувство при виде человека должны испытывать другие, видя содержание и достоинство в нём. В противном случае, в стремлении наполнять себя тем, о чём не получается составить представления, будут получаться лишь показные карикатуры: цинизм, снобизм, высокомерие, самодовольство и иные. Пытаясь изобразить достоинство, о котором нет представления, наружу часто сообщается лишь некое состояние, свидетельствующее о бессодержательности -- статус, как в социальной сети. Примечательно, что слово достоинство в русском языке этимологически связано с греческим (ἵστημι) и латинским (sto) глаголами ставить, стоять. Слово status образуется от этого (sto) глагола. Слово достоинство в греческом имеет совсем иное обозначение -- ἀξία. Через язык в слове, я полагаю, мы восприняли лишь форму, которая ещё несла в прежние времена остатки содержания, напечатанного ему ушедшими культурами. Сегодня это слово мертво и его содержание необходимо найти заново, иначе это будет только статус в социальной сети.

Reply

ivanov_petrov January 20 2021, 16:49:52 UTC
То есть это не собственное достоинство, а достоинство, видимое в другом. Который, однако, таков, что в нем это неоспоримо проявляется.

Reply

alexeyostrovsky January 21 2021, 12:34:54 UTC
Да. Я не могу найти смысла в выражении собственное достоинство. Прийти к чувству собственного достоинства можно, если выразиться просто, остановив себя. Человек останавливается и сообщает о себе: я исполнился достоинством. На мой взгляд, это очень сильное заявление. Это равносильно заявлению о себе, что я очень умен или я очень красив. Природу таких заявлений мы ещё как-то можем понимать и неправомерность, выраженная в самодовольстве, решившего, что он достиг некой высоты, понятна. С достоинством сложнее.

Привычка так мыслить появилась в последние пару веков и выражением такого состояния в культуре можно назвать, например, фотографию. Это остановленное, вырванное из текучести совершающегося вокруг явление, данное в новой форме, лишенной содержания в виде самого явления. Фотография -- это только форма, жизнь из неё ушла. Вот и преисполнение чувством собственного достоинства -- это демонстрация бессодержательной формы, статус.

Ощущая достоинство в другом, мы видим непрерывающийся процесс, он текуч и постоянно восходит на новую ступень. Именно течение жизни в человеке, который преобразовывает её своим личным действием в нечто, даёт возможность видеть это как проявление достоинства. И у проявления этого достоинства не может быть законченной формы. В этом процессе нельзя остановиться, сделать снимок, показать во вне и приписать статус: я достоин.

Мне кажется, понимание этого вопроса очень сильно связано с тем, как сегодня понимается скромность.

Reply

kostya_h January 23 2021, 13:31:53 UTC
У музыки нет достоинства.

Reply


Leave a comment

Up