Вот, опять же, клишированное выражение: чувство собственного достоинства. А в самом деле, как сейчас определяют, что у человека это дело есть? Сами понимаете, время наше новое, многое тогокнулось, и в новых условиях мне это не понятно. По каким признакам? Как узнать, что достоинтво у кого-то есть? как понять, на что смотрят окружающие, решая, есть
(
Read more... )
Примерно так же можно сказать о человеке, который не имеет представления о достоинстве. Аудитория таких концертов в своём большинстве те люди, что немалую часть времени проводят за фотографированием себя и интерьера театра, обработкой снимков и выкладыванием их в социальные сети, посылая некое такое вот сообщение о себе. Многие из них приходят ради целей, не связанных с музыкой, так перерабатывая своим эгоизмом содержание внешнего окружения. Часто они не слушают эту музыку ради неё самой, им не нужны и не понятны её достоинства, чтобы их искать. Потому они оказываются на таких концертах.
Получается, что при наличии чётких форм в виде нотной записи, наполнение достоинством музыкального произведения бывает невозможным -- от формы не всегда можно прийти к содержанию, если не несёшь его с собой. Также при наличии формы -- многообразия оттенков личного эгоизма -- составить для себя представление о достоинстве тоже оказывается не всегда можно. И тут видно, что, называемое в культуре личным или уникальным, если мы говорим об индивидуализированном человеке, будто теряет свое содержание -- оно суть сплошной конформизм, когда в уникальные формы проявления личного эгоизма облекается бессодержательная, конформная суть. Здесь можно увидеть подмену понятий, что произошла в наше время. Эгоизм и его производные сегодня, отнюдь, не проявление индивидуальности и, конечно же, не достоинство -- не достаточно просто противопоставить себя другим с надутыми губами, выполняя программу даже, если она заимствована из приличных книг, чтобы явить нечто индивидуальное и достойное.
Наличие или отсутствие ценностей, на мой взгляд, не первично в данном случае. Первично присутствие содержания человека, опирающегося на ценности. Достоинство не должно быть чувством собственным. Это чувство при виде человека должны испытывать другие, видя содержание и достоинство в нём. В противном случае, в стремлении наполнять себя тем, о чём не получается составить представления, будут получаться лишь показные карикатуры: цинизм, снобизм, высокомерие, самодовольство и иные. Пытаясь изобразить достоинство, о котором нет представления, наружу часто сообщается лишь некое состояние, свидетельствующее о бессодержательности -- статус, как в социальной сети. Примечательно, что слово достоинство в русском языке этимологически связано с греческим (ἵστημι) и латинским (sto) глаголами ставить, стоять. Слово status образуется от этого (sto) глагола. Слово достоинство в греческом имеет совсем иное обозначение -- ἀξία. Через язык в слове, я полагаю, мы восприняли лишь форму, которая ещё несла в прежние времена остатки содержания, напечатанного ему ушедшими культурами. Сегодня это слово мертво и его содержание необходимо найти заново, иначе это будет только статус в социальной сети.
Reply
Reply
Привычка так мыслить появилась в последние пару веков и выражением такого состояния в культуре можно назвать, например, фотографию. Это остановленное, вырванное из текучести совершающегося вокруг явление, данное в новой форме, лишенной содержания в виде самого явления. Фотография -- это только форма, жизнь из неё ушла. Вот и преисполнение чувством собственного достоинства -- это демонстрация бессодержательной формы, статус.
Ощущая достоинство в другом, мы видим непрерывающийся процесс, он текуч и постоянно восходит на новую ступень. Именно течение жизни в человеке, который преобразовывает её своим личным действием в нечто, даёт возможность видеть это как проявление достоинства. И у проявления этого достоинства не может быть законченной формы. В этом процессе нельзя остановиться, сделать снимок, показать во вне и приписать статус: я достоин.
Мне кажется, понимание этого вопроса очень сильно связано с тем, как сегодня понимается скромность.
Reply
Reply
Leave a comment