Достаточно ли достоинства

Jan 18, 2021 09:26

Вот, опять же, клишированное выражение: чувство собственного достоинства. А в самом деле, как сейчас определяют, что у человека это дело есть? Сами понимаете, время наше новое, многое тогокнулось, и в новых условиях мне это не понятно. По каким признакам? Как узнать, что достоинтво у кого-то есть? как понять, на что смотрят окружающие, решая, есть ( Read more... )

psychology4

Leave a comment

urease January 18 2021, 11:07:09 UTC

- Достоинство человека состоит в его значении для остальных людей. Это - понятно. Это - просто. Хотя нет естественнонаучной меры достоинства, есть достаточно хорошие корреляторы - достаток, добавленный человеком за время его жизни, например, или общественная нематериальная оценка его деятельности - награды, премии, интервью, слава, признание. (корреляторы - на то и корреляторы, что бывают выбросы - исключения, подтверждающий правило). Разумеется, люди, которые отрицают классы и противопоставляют современную действительность прошлому, считают, что на самом деле - все равны. Это - ошибка. Люди - не равны (моя стилистика здесь - неспроста).

- Чувство своего собственного достоинства - человек знает себе цену. Человек выглядит в соответствии с достатком: его кров - в районе аналогичных людей, его одежда, его средства передвижения, его прическа - всё по Чеховскому определению прекрасного человека, если заменить "прекрасность" на "соответствие" (его речь, его манеры)

- Взаимодействие этих чувств. Мы видим их в ответах здесь. Для того, чтобы признавать существование ЧСД, человек должен признавать неравенство людей. Люди - неравны по достоинству. Но этого признания недостаточно. Человек с ЧСД считает, что выражение собственного достоинства не есть что-то постыдное. Человек имеет право на замок, человек имеет право на Мацерати, человек имеет право на слуг, человек имеет право на кобе биф. Человек имеет право потреблять в соответствии со своим достатком. Когда он видит человека богаче себя, он говорит: "имеет право". Признание ЧСД есть необходимое условие существования в обществе, где неравные люди общаются друг с другом. Я фокусируюсь на наиболее простом корреляторе достоинства для простоты, но можно поговорить и о других корреляторах. Пару дней назад смотрел интервью: Питерсон расспрашивал актёра МакДонахью о его книге. Актёр интересно заметил, как он пришёл в согласие со своей известностью, и перестал стесняться папарацци. Вот это и есть признание ЧСД

Чем ниже человек по достоинству, тем ему труднее принять необходимость и неизбежность неравенства. Это выражается в отрицании ЧСД. Это выражается в саботаже взаимного существования людей с разным достоинством.

Вот это сосуществование людей с разным достоинством - более общая вещь. Помимо выражения ЧСД есть противоположное явление - универсальные правила вежливости, помогающие этому сосуществованию. Эти две вещи дополняют друг друга.

Что мешает этому сосуществованию? Разумеется, обязано быть нечто мешающие - в силу динамичности современного общества - взаимодействие противоречащих интересов бурлит всё сильнее и сильнее.

Разумеется, это - псевдоидеология общества потребления. С одной стороны, она создаёт приглашение на потребление, с другой стороны ей нужно чтобы потребление охватило как можно больше людей. В силу экспоненциальности кривой Лоренца это приводит к тому, что псевдоидеология фокусируется на самом примитивном потреблении - потреблении низших страт общества - там где суммарные деньги. Отсюда и пропаганда уравнительности, отсюда и ненависть к богатым, успешным, знаменитым.

Есть особый класс людей, который хочется выделить в контексте разговора - это люди естествоиспытательского характера - люди-наблюдатели, люди-изучатели, люди-исследователи. Вот такой человек взаимодействует в обществе с человеком, не признающем ЧСД. Он склонен не принимать лично несообразности поведения этого человека в пользу информации о субъекте исследования. Сродни психоаналитику, не реагирующему на взрыв оскорблений в свой адрес со стороны пациента в кресле.

Этот класс людей - подкласс "людей фронта", о которых я уже говорил много раз. Солдаты, вернувшиеся из Вьетнама, молча терпят плевки взбесившихся хипарей. Казалось - совсем разное. Но есть общее - человек фронта, это человек, жизнь которого вращается не во взаимоотношениях его личности с другими людьми, а во отношении его общественных качеств с чем-то внешним для человечества (или для большой группы его - как на войне). Для такого человек ЧСД принимает существенно меньшее значение.

Reply

buksartis January 23 2021, 08:01:04 UTC
Согласен, что человек имеет право на мазарати, человек имеет право на слуг и т.д., но причем тут чувство своего собственного достоинства? По моему оно никак не корэлирует с материальном достатком. Скорее на оборот - чем выше уровень материального достатка и человек глубже в мире богатства, тем чаще ему надо перешагнуть и ломать чувство своего собственного достоинство, чтобы получить желаемое или сохранить позиции.
Как мне как то сказал в приватной беседе человек весьма богатый, объясняя, почему ушел из руководящего поста в одном скандинавском банке: "Я могу "отсосать" за большие деньги, но рано или поздно деньги за это уже не кажется достаточно большими, чтобы я смог сохранить достоинство."

Reply


Leave a comment

Up