Чем была больна твердая НФ?

Jun 26, 2020 16:59

«AиФ»: - Можно ли сказать, что фантастика в XXI веке мутировала? Когда я читаю современные книги, вижу на страницах шоу: перестрелки, спецэффекты. Но при этом мало мыслей и ещё меньше философии ( Read more... )

literature3

Leave a comment

hyperboreus June 26 2020, 14:41:19 UTC
Ни много ни мало сменилась мировоззренческая парадигма. Как раз где-то в 1980-х. На смену Модерну пришел (приходит) Постмодерн. Модерн (Премодерн с эпохи Возрождения, классический Модерн - с Просвещения) характеризовался верой в человека и его разум, в торжество науки, в НТР и НТП. НФ и была тем, что наиболее явно и ярко обслуживала эту парадигму. Постмодерн отрицает практически все ценности Модерна, особенно сильно это проявляется в гуманитарной сфере и литературе. На смену вере в линейный прогресс и могущество человека приходит доктрина плюрализма, многообразия культурных техник и практик, вплоть до растворения человека в не- и до-человеческом мире. Отсюда интерес к фэнтези как к альтернативному взгляду на мир, который теперь не наделяется уничижительным смыслом по сравнению со взглядом научным. Отсюда отчетливый антигуманизм современной НФ (П. Уоттс, Лю Цысинь). И чем дальше будет уходить Модерн, тем труднее нам будет понимать все это: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные ( ... )

Reply

ritamustard June 26 2020, 18:57:59 UTC

Интересное мнение

Reply

division___bell June 27 2020, 13:02:10 UTC
Хороший коммент, мои мысли тоже где-то рядом с этой концепцией

Reply

grey_headed June 27 2020, 17:00:53 UTC
Вот только речь вроде об эпохах и вдруг такая точечная "смена парадигмы". Что-то есть еще

Reply

division___bell June 27 2020, 19:41:12 UTC
а почему вообще меняется мода? Тысячи людей вдруг решают, что носить вот это с рюшечками это очень круто . Все начинают обсуждать рюшечки, кругом печатают журналы с выкройками рюшечек, спортсменки фотографируются на обложки в рюшечках

Проходит пол года, и буквально все понимают, что рюшечки это полный отстой и они, на самом деле, вообще никому не идут. И ходить в этом попросту стыдно. А надо вот эти платочки. В горошек. И все понимают, что да, без плоточков в горошек на самом деле жизнь как-то не ф кайф, как же мы раньше этого не замечали

Reply

hyperboreus June 27 2020, 20:15:04 UTC
О восьмидесятых как "точке" смены парадигмы говорят вполне серьезные исследователи, например Алейда Ассман

Reply

daniel_grishin June 30 2020, 06:29:59 UTC
Да, пожалуй да. И ещё очень резкий переход от пафоса к стёбу.
Пафос, патетика, для модерна - героика, для постмодерна - пошлость. Стёб постмодерна - в нем самом мудрая ирония, из модерна смотрится как жалкий цинизм бесполезного ничтожества, которое не способно ничего сделать и оттого стремится обесценить то что делают другие . То есть тоже - пошлость.

Насчет 80х - мне кажется, перелом происходил раньше, в 80х постмодерн уже торжествует, модерну не остается места. Оттого с 80х постмодерн виден (точнее - бьет в глаза, заслоняя все остальное). Если искать точку перелома и причины, то искать надо раньше

Reply

hyperboreus June 30 2020, 09:03:53 UTC
Пафос для Модерна, ирония для постмодерна - совершенно верно. О мировоззренческой иронии много у Рорти.

60-е - это еще точно Модерн
70-е - начало надлома.
80-е - сам надлом и переход.
Этот период многие исследователи анализировали (А. Ассман, Дж. Лукач).

Reply

daniel_grishin June 30 2020, 09:08:26 UTC
да, где-то так и получается.


... )

Reply

(The comment has been removed)

hyperboreus July 2 2020, 09:05:05 UTC
Есть гуманизм маленького человека, а есть гуманизм Человека (в горьковском смысле, к примеру). Весь Модерн начиная с Возрождения - это про второе. Сюда же Сверхчеловек Ницше (который не есть какое-то отдельное существо, но тоже человек, только на пике своей внутренней силы, примеры Ницше: Цезарь и Гете). Сюда же коммунистов Платонова. Да, сверхидея, но по отношению к обычным, обывательским идеям. Да, отказ от человеческой меры, но обычной, обывательской, в пользу той, которая только и делает человека Человеком, "молнии подобным", богоподобным. По сравнению с таким Человеком все прочее ничтожно: животные, боги, обыватели, даже космос. Вот такой предельный антропоцентризм и есть гуманизм Модерна ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

hyperboreus July 2 2020, 13:16:50 UTC
Да, еще я упоминал об антигуманизме современной НФ (начиная с киберпанка).
Конечно, для случайного наблюдателя эти фрагменты могут не выстраиваться в единую картину, но для вдумчивого - еще как.

Reply

swamp_lynx July 2 2020, 13:24:44 UTC
Без возможности экспансии Человек обречён превратиться в ничтожного полуробота, который живёт в виртуальных мирах. Человек слишком велик для тихой, спокойной жизни. Войны с изобретением ядерного и высокоточного оружия Человека больше не требуют. Космическая экспансия технологически невозможна. Тихое гниение с идиотической движухой по типу той, что сейчас в США. Это пока есть возможность паразитировать на достижениях модерна, потом падение в доисторические глубины.

Reply

hyperboreus July 2 2020, 13:30:16 UTC
Ну так к "ничтожному полуроботу, который живёт в виртуальных мирах" дело и идет. Притом, заметьте, идет добровольно и с песней.

Reply


Leave a comment

Up