Мне кажется, тут говорят о двух разных значениях слова культура, которые между собой не то что никак не связаны, но связаны нелинейно. Первое - это культурный уровень общества, интерес к литературе-живописи у обывателей, профессионализм исполнителей и авторов, интенсивность культурной жизни в городах, качество среднего массового продукта. Вот это напрямую зависит от денег, отношения властей, открытости среды (переводы с других языков сюда же), но это все служит просто питательным бульоном для талантов и определяет скорее средний уровень и атмосферу в обществе. А второе - это абсолютные вершины, которые возникают рэндомно и вообще непонятно почему, независимо от экономики-политики, но которые потом задают вектор движения и ориентиры всей массовой культурной тусовке. Брежневский застой, например, и вдруг - Венечка Ерофеев, гений. Тут, похоже, должно быть сочетание случайного таланта с какими-то специфическими условиями в обществе, которые вызывают личностный экзистенциальный кризис, без которого искусства не бывает. И это не обязательно
( ... )
Люди продали душу за комфорт. Не осталось больше пути в иные миры. В СССР была сверхидея (я бы не сводил её к коммунизму, это был в том числе имперский путь), которая подавляла вместе с чем-то хорошим и эту тягу к комфортной, пустой жизни. Существовала она и в западном мире. В Испании при Франко были созданы кинематографические шедевры Карлоса Сауры, а после смерти диктатора режиссер что-то неуловимое потерял. В Восточной Европе при социализме была своя великая культура, от которой сейчас не осталось и следа.
>Люди продали душу за комфорт Ну да, большой соблазн объяснить этим...С другой стороны смотрите - конец 19-начало 20 века, мое любимое время. Импрессионизм, всяческий арт-нуво, прерафаэлиты, в литературе и музыке куча всего интересного, серебряный век в России, русский реализм...Это все началось и развивалось во вполне благополучный период, до войн, делалось людьми из социального слоя, который комфорт ценил и часто мог себе позволить, и сверхидей в понимании СССР или Франко у них не было, были чисто художественные манифесты. Не складывается это все в единую закономерность.
Ну как же не было сверхидеи. 19-й век ещё меньше похож на 21-й, люди были более религиозны, а наступающий материализм вызывал кризисы, которые выражались во взлёте культуры. Самый социальный ад - это вообще эпоха Возрождения, только через уход от реальности можно было в нём существовать. Комфорт - это не столько богатство, сколько потеря себя, механистичность существования. Это хуже любого рабства, потому что люди стремятся к комфорту добровольно.
Reply
В Испании при Франко были созданы кинематографические шедевры Карлоса Сауры, а после смерти диктатора режиссер что-то неуловимое потерял. В Восточной Европе при социализме была своя великая культура, от которой сейчас не осталось и следа.
Reply
Ну да, большой соблазн объяснить этим...С другой стороны смотрите - конец 19-начало 20 века, мое любимое время. Импрессионизм, всяческий арт-нуво, прерафаэлиты, в литературе и музыке куча всего интересного, серебряный век в России, русский реализм...Это все началось и развивалось во вполне благополучный период, до войн, делалось людьми из социального слоя, который комфорт ценил и часто мог себе позволить, и сверхидей в понимании СССР или Франко у них не было, были чисто художественные манифесты. Не складывается это все в единую закономерность.
Reply
Комфорт - это не столько богатство, сколько потеря себя, механистичность существования. Это хуже любого рабства, потому что люди стремятся к комфорту добровольно.
Reply
Reply
Leave a comment