Понятно, что люди движимы идеалами. Уж какие они там есть, это другое дело, а только - оттуда берется энергия и направление.
В старой работе Хейзинги было о современных идеалах.
Значит, благосостояние, мощь, безопасность, мир, порядок.
Все же прошло много лет, и я бы добавил - комфорт.
Тут важно, не упущено ли чего-то. Массового, сильного, влиятельного.
И если не упущено - интересно, какая цивилизация возникнет из таких идеалов.
Есть такой простой закон, как работают идеалы. Каждому поколению кажется, что окружающий его мир в основном устроен здраво, есть лишь недоработки, связанные с предрассуждками предков, надо немного подкрутить и будет совсем хорошо. Потом выясняется, что эта гайка на пузе была не просто так. Очень хороший пример - длинная история секуляризации в Европе. В XIX веке была привычная картина - образованные, воспитанные родители, разумеется - неверующие (ну мы же просвещенные люди), по воскресеньям в церковь (ну мы же порядочные люди) - и дети такие, что: откуда, откуда это? Понятное дело, то, что казалось фоном (обеспеченная религиозными обычаями и верой социальная жизнь) исчезло, и вместо этого появился совсем новый быт, которому прежние образованные и воспитанные люди не могли найти оснований. Откуда? Мы же им самое лучшее... Тогда возникло впечатление, что порядочные люди не верят в древние мифы, а верят они в настоящие ценности - доброту, мудрость, любовь, ну это вот все.
И вот уже чуть не сто лет как из общества эти очередные "ложные" ценности ушли. Выстраивается новый фон, новая социальная ткань, адаптированная к новому набору ценностей. Интересно, какие из них следствия. Ну, только для примеры - мне не ясно, как из приведенного списка можно вывести всякие вещи вроде социального взаимодействия, благожелательного общения, взаимопомощи и прочих совершенно необходимых в обществе вещей. Вроде бы это из иного ценностного набора. А из набора БМБМПК - что следует? Как я могу прикинуть, это сословное общество, сословность определяется не личной силой и талантом, а привходящими факторами. Какая там степень неравенства и угнетения - чисто технический вопрос, может быть совершенно любая. Войны, конечно. Что еще следует из данного набора ценностей? С наукой там, как я понимаю, быстро станет плохо, а потом и с технологиями.
Дальше там Хейзинга высказывает очень сильное утверждение. Что в зависимости от формы государственного устройства и попросту размера (=степень бюрократизации) некоторые гении невозможны. Интересно бы проверить, раскидав гениев разных искусств по типам режимов. Вдруг окажется, что как некоторые нации неспособны к большой музыке, так некоторые размеры гос. образований препятствуют тому и сему.
Хейзинга все это писал, глядя на фашизм. Однако интересно, насколько уловлены намного более общие черты времени.