один очень известный геолог XVIII века Соссюр (Saussure) считал, что гранит - это изобретение египтян. Древняя цивилизация, что вы хотите... Это он о породе, из которой сделаны египетские обелиски, зернистые такие
( Read more... )
Этот вопрос - на самом деле не о 2000-летнем будущем, а о том, что сегодня есть действительно ценного, а что, несмотря на шум и назойливое привлечение к себе внимания, будет смыто в унитазе истории.
В одном старом советском анекдоте о будущем всех забавляла фраза о Брежневе: "мелкий политический деятель эпохи Солженицына", настолько она казалась несбыточной. Не то чтобы это сбылось, но прогнозы, наверное, будут звучать так, особенно про политиков. Но и в области искусства и вообще культурного строительства - контраст между медийной известностью и реальной ценностью будет максимальным. Фигурами эпохи будут люди малозаметные, и с легкостью будут забыты те, кого громче слышно (тем быстрее забудут. чем громче слышно). Это можно сказать с уверенностью.
Когда-то греки сразу, точно и массово знали, что их три великих трагика - Эсхил, Софокл и Еврипид, - еще до окончания карьеры последнего. Эта троица оказывает влияние по сей день, это для нас фигуры первого ранга: картина у греков была адекватной. Когда-то, уже не массово, но отдельные прозорливцы знали, что золотой век музыки (Венская школа) - это троица Гайдн, Моцарт и Бетховен. И это - в самом начале пути Бетховена, ему было 22, и он еще ничего не сделал). Картинка верная, но уже не массовая.
Но потом этот культурный механизм адекватности сломался. Пришла романтическая эпоха "непонятых гениев", и публика радостно подхватила эту игру. "Непонятыми гениями" были большей частью длинноволосые шарлатаны. Но с тех пор даже и настоящим мастерам приходилось жить в нише "непонятого гения" (Сезанн, Ван Гог). Стоять выпрямленно на авансцене у них уже не получалось.
Думаю, сейчас эта ситуация доразвилась до логического предела: на поверхности плавает одно дерьмо, все серьезное и весомое "утонуло", сидит на дне и дышит в трубочку.
Крайне неблагоприятное время для составление истинной картинки. Тут, как со светом далеких звезд: картинка подлинных культурных свершений нарисуется очень нескоро.
// В одном старом советском анекдоте о будущем всех забавляла фраза о Брежневе: "мелкий политический деятель эпохи Солженицына"
мне попадался вариант "...мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачёвой" и кто из них более матери-истории будет ценен через 2000 лет, я предсказать не возьмусь.
когда-то знали, что есть два старых философа - платон и аристотель, и три новых - ну, или четыре. фихте, кант, гегель, шеллинг. А потом вдруг стали в этот ряд записывать каких-то левых людей, получилось много, но бестолку.
Шеллинг тут как-то сбоку, давайте вместо него Спинозу? Впрочем, мне всё равно, я бы лично добавил Ницше и Августина Аврелия - к первым двум, остальные действительно "бестолку".
За счёт каких механизмов? Думается иногда, что распространение влияния во времени, включение в свою культурную орбиту других поколений, не отличается принципиально от распространения влияния среди современников иной культуры, субкультуры, культурного окружения. Они будут другие - сейчас тоже полно вокруг нас других. За счёт чего они увидят то, чего не увидели современники? Тем более если принцип написания учебников, рейтингов, энциклопедий не изменится.
Пример нынешней войны в Донбассе заставляет задуматься. Во время Великой Отечественной были области, и довольно обширные, куда враг не добрался, где ни одной бомбы не упало и ни одна немецкая пуля не просвистела. Тем не менее жители этих областей за сотни километров на запад от фронта знали, что они воюют с Германией и Германия воюет с ними. И это знание воспроизводится и у потомков, у других поколений. Теперь в Донбассе война, а в ста километрах к западу уже никакой войны нет. В коммуникации с современниками что-то сломано, но по-моему, это залог не того, что с будущими поколениями коммуникация будет нормальной, а как раз наоборот.
Возможно, ваше мнение - мнение стороннего наблюдателя. Процитирую запись (сделана вчера) человека вовлечённого:
" На примере: сейчас нахожусь в ППД в городке, который от передовой на расстоянии 5-7 км. Периодически, почти каждый вечер где-то у соседа слева на удалении 8-15 км. долбят 122-мм гаубицы (у нас участок поспокойнее, 120-мм миномётом обходятся). Слышно хорошо. И так почти каждый день (ночь). У городских властей "патриотизм" - вполне на уровне, а в поселке, что почти у "линии разграничения" так и вообще хороший. А вот когда периодически бываю в ныне тыловых районах, коие сейчас на удалении более 20-30 км от передовой, так там уже вполне себе расцветает обычно-тыловое гумно. Более того, читая более-менее реалистичные описания тылового быта периода Великой Отечественной - вполне узнаваемые картинки того же самого хоть бы и "при Сталине". И в 1-ю Чеченскую в 1994-95 в несоседствующих регионах власти и гражданам всё происходящее "там за горизонтом" было "до фонаря". И по 1-й Мировой описания бытия тылового "общества" принципиально не отличается."
Правда, он находится к востоку от фронта. Не знаю, насколько вы склонны иметь в виду мнение тех, кто к востоку.
В одном старом советском анекдоте о будущем всех забавляла фраза о Брежневе: "мелкий политический деятель эпохи Солженицына", настолько она казалась несбыточной. Не то чтобы это сбылось, но прогнозы, наверное, будут звучать так, особенно про политиков. Но и в области искусства и вообще культурного строительства - контраст между медийной известностью и реальной ценностью будет максимальным. Фигурами эпохи будут люди малозаметные, и с легкостью будут забыты те, кого громче слышно (тем быстрее забудут. чем громче слышно). Это можно сказать с уверенностью.
Когда-то греки сразу, точно и массово знали, что их три великих трагика - Эсхил, Софокл и Еврипид, - еще до окончания карьеры последнего. Эта троица оказывает влияние по сей день, это для нас фигуры первого ранга: картина у греков была адекватной. Когда-то, уже не массово, но отдельные прозорливцы знали, что золотой век музыки (Венская школа) - это троица Гайдн, Моцарт и Бетховен. И это - в самом начале пути Бетховена, ему было 22, и он еще ничего не сделал). Картинка верная, но уже не массовая.
Но потом этот культурный механизм адекватности сломался. Пришла романтическая эпоха "непонятых гениев", и публика радостно подхватила эту игру. "Непонятыми гениями" были большей частью длинноволосые шарлатаны. Но с тех пор даже и настоящим мастерам приходилось жить в нише "непонятого гения" (Сезанн, Ван Гог). Стоять выпрямленно на авансцене у них уже не получалось.
Думаю, сейчас эта ситуация доразвилась до логического предела: на поверхности плавает одно дерьмо, все серьезное и весомое "утонуло", сидит на дне и дышит в трубочку.
Крайне неблагоприятное время для составление истинной картинки. Тут, как со светом далеких звезд: картинка подлинных культурных свершений нарисуется очень нескоро.
Reply
мне попадался вариант "...мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачёвой"
и кто из них более матери-истории будет ценен через 2000 лет, я предсказать не возьмусь.
Reply
ну, Солженицын своё имя вписал, пару строчек в учебнике истории будет... читать его книги вряд ли кто будет
Reply
Reply
Reply
Впрочем, мне всё равно, я бы лично добавил Ницше и Августина Аврелия - к первым двум, остальные действительно "бестолку".
Reply
Reply
Reply
Теперь в Донбассе война, а в ста километрах к западу уже никакой войны нет. В коммуникации с современниками что-то сломано, но по-моему, это залог не того, что с будущими поколениями коммуникация будет нормальной, а как раз наоборот.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Процитирую запись (сделана вчера) человека вовлечённого:
" На примере: сейчас нахожусь в ППД в городке, который от передовой на расстоянии 5-7 км. Периодически, почти каждый вечер где-то у соседа слева на удалении 8-15 км. долбят 122-мм гаубицы (у нас участок поспокойнее, 120-мм миномётом обходятся). Слышно хорошо. И так почти каждый день (ночь).
У городских властей "патриотизм" - вполне на уровне, а в поселке, что почти у "линии разграничения" так и вообще хороший. А вот когда периодически бываю в ныне тыловых районах, коие сейчас на удалении более 20-30 км от передовой, так там уже вполне себе расцветает обычно-тыловое гумно. Более того, читая более-менее реалистичные описания тылового быта периода Великой Отечественной - вполне узнаваемые картинки того же самого хоть бы и "при Сталине". И в 1-ю Чеченскую в 1994-95 в несоседствующих регионах власти и гражданам всё происходящее "там за горизонтом" было "до фонаря". И по 1-й Мировой описания бытия тылового "общества" принципиально не отличается."
Правда, он находится к востоку от фронта. Не знаю, насколько вы склонны иметь в виду мнение тех, кто к востоку.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment