Часто возникает интересный сюжет: гении, которые плохо учились в школе, более того, были интеллектуально слабыми по школьным меркам. Сюжет интересный, но е2-е4 приводит к Эйнштейну, о котором есть миф, что он слабо учился. Далее е7-е5 сообщается, что это выдумка, идут ссылки, спор о том, кто тут врет, и тема закрыта, а жаль. Дело ведь не в Эйнштейне.
Может быть, кто-то расскажет интересные истории. Для разминки - два великих схоласта. Фома Аквинский заканчивал неаполитанский университет, преподавали у него отличные мастера, его профессор-наставник провел известный диспут о том, что первично - форма или функция, то есть для того быку рога, чтоб бодаться или он бодается, потому что у него есть рога. Все аргументы потом использовались через 800 лет в спорах адаптационистов с их противниками. Так вот, в университете Фома получил позорное прозвище "тупоголовый бык". Не быстро он усваивал материал.
Величайшим схоластом XVII в. был Суарес, это человек, который во многом определил, как будут думать Декарт и Лейбниц, о его гениальности и величайшей учености написано очень много. Он в 16 лет приехал в Саламанку и провалился на экзаменах.
Вступительное собеседование показало, что он слишком интеллектуально слаб, чтобы учиться в университете. Не знаний мало, не "не выучил", а именно интеллектуально слаб. Суарес отправился в Вальядолид и попробовал там. Его экзаменовал другой профессор, по иронии его однофамилец - тоже Суарес, и опять нашел, что абитуриент интеллектуально недостаточен и не может учиться. Суарес молил о воможности учиться в университете, и проф из Вальядолида написал в Саламанку, чтобы этого слабака, если можно, взяли хоть для испытания в качестве исключения. Суарес опять поехал в Саламанку, подал просьбу от влиятельного профа из Вальядолида и был зачислен.
Чуда не произошло. Он был самым слабым студентом потока, не понимал лекций, не мог их пересказать, не мог участвовать в диспутах, не понимал первоисточников. Интеллектуальная слабость. Ему назначили в репетиторы самого одаренного студента курса, чтобы вечерами тот разбирал с ним материал. Не помогало, туповатенький студент не тянул.
И тогда он обратился к ректору Гутьерресу с вопросом, не следует ли ему уйти из универа. Ректор напомнил ему старый принцип Ora et labora, посоветовал молиться и трудиться. В качестве особенного педагогического средства ректор рекомендовал ему кроме обязательной молитвы Христу молиться еще деве Марии - и не терять надежду.
Слабачок занимался как святой. Читал первоисточники, читал материалы, по которым профессора читали лекции (профильные монографии), сам разбирал вопросы еще до лекций, лекции пересказывал, разбирал по аргументам... и, конечно, особенно молился Богородице.
В 17 лет он стал первым студентом курса, а потом - признанным лидером всех интеллектуалов XVII в.
Его вызвали в Рим как образцового теолога, на его лекции в иезуитской коллегии ходил сам папа - не проверять, а слушать. Его стиль лекций был не "эффектным", толпе он не очень импонировал, а вот желающие серьезно учиться отмечали, что в отличие от прочих профессоров он говорил особенно ясно и убедительно. Особенностью его педагогического стиля было то, что он считал важнейшим именно достичь понимания студентов: лекция - для студентов, они должны понять, а другие цели - сделать лекцию блестящей, превзойти коллегу и пр. - не считал важными. По его книгам учились поколения студентов, и даже те, кто ругал схоластику, Суареса поминали с уважением: это голова.
Всю жизнь отличался слабым здоровьем, страдал от болей в груди, так что голоса сильного не было. Записаны его последние слова: "Никогда не думал, что смерть будет так сладка". (Pensaba que este era el fin... Nunca hubiera creido fuera tan dulce el morir)
(Elorduy E. 1948. Fama de sanctidad de Suarez // Razon y Fe. Num. extraordinario.)