Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию

Jun 14, 2009 16:45

(спасибо юзеру Цыпочка за рекомендацию: очень хорошая книга. Хотя почти все изложенные факты и теоретические конструкты я знал, - когда-то занимался зрительным восприятием, - но концепция именно этого автора, гибсона, от меня как-то ускользнула, и прочел я книгу с удовольствием. Умно написана. Ну, ошибки - это всегда...)

"Органом зрения принято ( Read more... )

psychology4, biology4, books6

Leave a comment

умение общаться falcao June 16 2009, 23:06:46 UTC
По поводу "сценариев" -- я так и не понял (ссылка там ведёт как бы "в никуда"). Но я думаю, это не так важно. Что касается преподавания и "нужности" предметов, то направленность Вашей мысли мне очень хорошо ясна, и я постараюсь сказать несколько слов. Прежде всего, не следует приписывать всем преподавателям (и мне в том числе) какие-то слишком "радикальные" взгляды. Ну вот представим себе, что в каком-то вузе преподаёт некая "старая дева", и её предмет многократно устарел. Что-нибудь из педагогики, например -- по поводу сладостного "воспитания". Там в курсе идут ссылки, скажем, на Крупскую -- ну куда это годится? А студентов заставляют изучать всю эту чепуху. Понятно, что им это не нравится, и вообще здесь драма в том, что в своём развитии они ту "дамочку" многократно переросли. Поэтому не она должна их учить, а наоборот.

Так вот, я предлагаю здесь выделить главное в моей позиции. Я нисколько не заинтересован в том, чтобы вбивать в головы студентов тот материал, который им "поперёк горла". Скажем, я сам занимаюсь алгеброй, и её можно назвать довольно "абстрактной". Мне это нравится, но я здесь совершенно не считаю, что это должно нравится всем. Но предметы в программе -- стоЯт! Они отвечают некой очень устаревшей концепции обучения, сложившейся в 60-е годы. Поменять концепцию, провести какие-то реформы в этой области -- вещь совершенно неподъёмная для "одиночки". Это масштабная государственная программа. И не факт, что она будет принята, потому что помимо "стороннегов" тут есть и "противнеги".

А теперь посмотрите, что получается. Допустим, я осознаЮ, что в том виде, в каком это всё "скармливается", для студентов это или не нужно, или непосильно. Что я тут могу сделать? Я могу только сильно упростить, "разгрузить", как-то "популярно объяснить". Чем я, собственно, и занимаюсь. Но я не могу отменить совсем -- хотя бы потому, что есть госэкзамены (вот они у нас со дня на день будут проходить). Я считаю эту процедуру совершенно ненужной и устаревшей. Но там всё как раз так устроено, что спрашивают в духе требований 60-х годов. А за это время уровень образования и подготовки (в среднем) упал настолько, что без модификации требований просто никак. Иначе получается полная "показуха" и профанация. Люди механически что-то заучивают, потом это рассказывают без понимания. Найти какого-то более последовательного противника всего этого, помимо меня, не так легко. Я студентам всегда говорю: не заучивайте непонятое! Не засоряйте головы! Лучше просто научитесь спрашивать. Мой адрес "емели" у них есть -- взяли и написали. И я всё объясню. Кстати, те, кто пишут, моими объяснениями очень довольны.

То есть я в нужность устаревших предметов как раз не верю, но я верю в необходимость делать всё как следует. То есть вдумываться в основы понятий; знать, "откуда что берётся", не применять бездумных способов решения задач. Вот эти вещи общего характера -- они полезны и необходимы в любой деятельности, вне изучаемого предмета.

> совершенно не готово принимать решения самостоятельно

Вот на это хочу обратить внимание. Дело в том, что это очень хорошо, как это ни парадоксально звучит. Почему так происходит? А потому, что люди неопытные, и если они будут во всё полагаться только на себя, то "наломают дров". Здесь всё очень просто: если ты уверен, то всегда поступай по-своему, и наплюй сто раз на то, что думают "авторитеты". Но студенты-то как раз не уверены! И вот тут они действуют "ощупью", часто "на авось", не понимая того, что ценность такого поведения типа "самс усам" очень мала. И что намного проще и эффективнее сначала посоветоваться. Ведь возможность поступить так, как намеревался, она не исчезает никогда. Допустим, дали тебе совет, а ты посчитал, что он дурацкий. Тогда поступи по-своему. А скорее всего окажется, что тебе откроется что-то новое, и прежние свои намерения ты скорректируешь.

Но вот здесь-то и начинается главное: спрашивать и советоваться люди не хотят или боятся, потому что так "не принято". Умение общаться с людьми у них не развито. В самом лучшем случае они могут это делать в своей среде. Но за её пределами имеет место полная беспомощность и "неприкаянность". Вот тут-то как раз есть огромный ресурс для увеличения собственных возможностей. Грубо говоря, научись общаться, и весь мир как бы "твой".

Reply

Re: умение общаться glist_bacya June 17 2009, 20:37:25 UTC
я не говорю про всех преподавателей - есть замечательные, не спорю.
и не говорю про ненужные предметы - все предметы общего плана, думаю, скорее, нужные.

я лишь про то, что не все предметы всем интересны (те, кому не интересны эти, заинтересуются другими, и, возможно, преуспеют в них гораздо больше). ваш же подход заставляет имитировать оргазм, пользуясь служебным положением. студенты же зависят от преподавателей - будь не так, вопрос бы не стоял. но интерес искусственно не вызовешь - он или возникает или нет...
у вас, конечно, служебный долг, и вам благоразумнее его исполнять буквально.
просто на мой взгляд, тут буква противоречит духу, но вам в любом случае лучше поступать так, как лучше для вас - независимо.

насчет ошибок - их все делают: опытные или нет, авторитетные или не очень. но это нормальная цена за.... это с лихвой окупается.
а вот от привычки бояться очень трудно отделаться. многие обломавшиеся... не знаю... оживают ли они когда-нибудь.

а спрашивать - спрашивают. если знают, что их решение правда важно, а не по-игрушечному для курсовой или диплома.

Reply

переориентация falcao June 17 2009, 21:45:43 UTC
> буква противоречит духу

Это несомненно, но такое положение дел возникло не в результате чьей-либо "злой воли". Очень полезно было вообще понять, почему возник такой "разрыв". Правда, это довольно сложный вопрос.

> если знают, что их решение правда важно, а не по-игрушечному

Здесь есть какой-то момент, который я совершенно не понимаю. Вот как может быть "важно" решение школьных задач про бассейн или про "из пункта A в пункт B"? Я боюсь, что именно здесь как раз и заключён "корень зла". Если студент мысленно считает себя "центром мира", и "интересное" или "полезное" отождествляет с тем, что интересно и полезно лично ему, то это ошибочная жизненная позиция. Просто потому, что реально он не "главный". Его ценности за пределами его самого не играют почти никакой роли. Более того, сами его желания, намерения, цели -- это всё очень "незрелое". И в этом смысле гораздо дальновиднее было бы "примкнуть" к чему-то более "сильному" и сложившемуся. Это может быть что угодно: математика, японский язык -- совершенно не важно. И тогда критерии "полезности" сами собой поменяются.

Reply

Re: переориентация glist_bacya June 17 2009, 22:16:36 UTC
Да, конечно, это не чья-то злая воля. Про причины - вот, вся русская классика страны господстранырабов. А толку-то. Причины ведь уже не исправить... Не знаю, так, чисто из моего опыта, люди - не все, конечно, - удивительно оживают, если к ним хорошо и, главное,относиться. И не то, что хороводы водить: пусть ты косой, но наш родной... А именно от отношения: ты человек, на которого можно положиться.

И не подводят, и голова включается - чтоб не тиражировать чужие ошибки, а сделать так, как лучше и быстрее... но стоит раз савторитарничать - все. будет делать для проформы, а то и вовсе в аську безвылазно уйдет. но ведь такое иногда все равно приходится делать: не всегда можно позволить человеку научиться на своей ошибке. иногда бывает нужно, когда очень нужно.

насчет задачек - мне трудно судить. у меня в школе любимой игрушкой было найти задачки повышенной сложности, и... ну, и это, как я надеюсь, развивает и логику, и интуицию.

мне кажется, все же дело в том периоде, когда человек уже на последних курсах доучивается. многие же уже знают, что не будут работать по специальности. ну, и возникает стереотип: надо делать то, что никому не надо, но убедительно...

Reply


Leave a comment

Up