А. Смирнов. 2015. Полное и окончательное безобразие.
Это мемуары. Я решил почитать в поисках историй о Данииле Андрееве. В некотором смысле вся книга о нем. Но не прямо, об Андрееве немного, потому что автор его почти не знал. Но это не помешало ему рассказать очень многое.
Это книга ненависти, автор ненавидит решительно всё. Прежде всего он ненавидит большевиков и всё советское, красное. Также он ненавидит татар, цыган и вообще инородцев. Особенно угро-финнов, которые испортили русскую кровь и сделали и русского народа ту гадость, которую ннненавидит автор. Он ненавидит интеллигентов - сам из них, так что ожидаемо. Ненавидит всякий "запад" и приходящий оттуда разврат и бред.
Насколько можно понять, прежде он верил во что-то вроде арийской империи от океана до океана, союз Европы и России, немцев и русских, восходящих от славы к славе в свете и мудрости и поучающих желтых и шоколадных соседей жить и уметь. Однако всё пошло не так. Он ненавидит Европу, потому что предала, "белых", потому что оказались слабы и проиграли красным, русских, потому что поддались большевизму и стали ордой насильников и вороватых нищих уродов. Всех, всех. Из глубины его ненависти ему в равной степени омерзительны и Блок, и Луначарский, и Солженицын, и Толстой. Он ненавидит демократию, недолюбливает монархию (слаба!), терпеть не может всю эту клептократию и продажность, хотел бы благородства, но ведь нету, сволочи, нету!..
Это длинная история падения, и читать это можно, если интересно, как ведет ненависть. Обычно говорят, что за собой человека ведет любовь, но ненависть тоже. И тут видно, как ненависть ведет автора от позиции к позиции. Это длинное падение, когда шаг за шагом прежде дорогое оказывается оплеванным, кажется предавшим тебя - и ты в отместку предаешь эту гадость, и значит ты уже ступенькой ниже.
Автор немного напоминает Галковского страстью, яркостью и смелостью выводов, выведением из частностей личных судеб больших геополитических событий; верить ему, конечно, нельзя - в разных местах книги то, что в одном месте сказано как узнанная им правда о каком-то человеке, в другом месте оказывается сплетней, которую ему кто-то рассказал и которую он и проверить не мог. То есть - злословие, клевета, ложь.
Характерная деталь - вы узнаете её? - сам автор считает себя человеком очень правдивым, искренним. Все вокруг изолгались, скрывают правду, а он лепит правду прямо в лицо и стремится к обществу открытому и прозрачному. Целью своей жизни в обществе полагал увеличение правдивости и прозрачности. Узнали? Еще деталь. Автор презирает, обгаживает, клеймит множество людей. Потом добавляет о себе, что сам он высокомерен, зол, скверен, отчаялся, что он гадок, что он сволочь - и старательно описывает, какая же он сволочь. Это у него называется скромностью и честностью. Своё скоморошество и издевательство над всем, что попадется, он полагает умом. Узнаваемо...
Что до общественного идеала, то после многих крушений у автора осталось немногое, но подлая дура-история не дает сбыться и этой малости. Автор мечтает о небольшом, совсем небольшом русском национальном государстве, где бы можно было наладить нормальную жизнь среди своих. Но нет, не осталось славян, и русских не наскрести даже на небольшую нацию, все погибло, остается только ненавидеть. Автор - расист, фашист и националист, человек честный, смелый, так что не боится это признавать и прямо об этом сообщает. Вся надежда - что отделится русский народ от мерзкого постсоветского общества, консолидируется, займет небольшой уголок на постсоветском пространстве и удержится, поживая хорошо и мирно среди орд черных и желтых людоедов, которых распустила предавшая сама себя белая раса. Люди в таком небольшом государстве будут, по счастливому выражению автора, "разводить скот и детей".
Рассматривая это душевное содержание - автор пишет в XXI веке, сравнительно недавно, вот только что, и "вспоминает" от дореволюционных времен и до последних событий, так что история падения очень длинная и обгажены многие, очень многие - интересно задуматься: а что же такой человек принимает как положительное? Он бы принял Ницше и фашизм - но пошляки-мещане изгадили фашизм, он принял бы социализм - но мерзкие большевики изгадили ему социализм, он принял бы религиозность - но не терпит церковной иерархии, мерзких попов, и потому остается все же вне религии, рядом - занимался он при этом оформлением церквей, был иконописцем. И что же такой человек одобрит, чему он в конце своей жизни, когда пишет эти очень злые мемуары - скажет "да"?
Он считает, что в молодости Иисус ходил в Индию и принял там буддизм, а потом вернулся и то, что мы знаем как христианство - это буддизм, проповедуемый для евреев.
Я бы сказал, - весьма ожидаемо.