Мартовские размышления

Mar 27, 2024 15:53

В марте 1663 г. Спиноза отвечал на письмо. Там очень коротко и ясно сказано:
Вы спрашиваете меня: нуждаемся ли мы в опыте (experientia), чтобы знать, истинно ли определение (definitio) какого-нибудь атрибута. Отвечу на это, что в опыте мы нуждаемся только в отношении к тому, что не может быть выведено из определения вещи, как, например, ( Read more... )

Leave a comment

Comments 43

lj_frank_bot March 27 2024, 12:54:29 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Философия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


b_graf March 27 2024, 16:05:54 UTC
Наверно открылись, т.к. теперь мы считаем, что с помощью опыта мы можем переопределять вещи, это делает атрибуты, выводимые из определений, менее стабильными, чем при чисто рационалистическом подходе.

Reply

lipkalapka March 27 2024, 17:09:35 UTC

«с помощью опыта мы можем переопределять вещи» - в этом нет сомнения, но вот вывод - «это делает атрибуты, выводимые из определений, менее стабильными», - не то чтобы «плохой», скорее вызывает вопросы - а вы хотите, чтобы атрибуты у вещей были «стабильными» и никогда не менялись? Этакая «замороженная действительность», в которой ничего никогда не изменяется, разве что «тикает как часовой механизм»?

Reply

b_graf March 28 2024, 08:34:14 UTC
Имел в виду атрибуты, выводимые из определений, "аналитические суждения".

Reply

lipkalapka March 28 2024, 08:42:30 UTC

(смущенно) это что-то вроде математических теорем, то есть не требующих отображения в реальном мире?

Reply


miya_mu March 27 2024, 16:57:27 UTC
У Николая Кузанского, между тем, вещи (то есть феномены тварного мира) предстают как символы Бога, - который для него не всегда католический Бог-отец, но часто и платоническое абстрактно-первичное, а иногда и пифагорийское число. Эта трактовка вещей как символов ведет к постижению как раз через опыт, у Кузанца такому опытному познанию посвящена его самая известная работа "Умное незнание". Могу ошибаться, поскольку сейчас как раз разбираюсь с этим и до конца еще не дошла, но вроде бы так ( ... )

Reply


cmt96 March 27 2024, 20:17:03 UTC
"вопрос 1000-летний" - значит, не решается этими словами и, что важнее, "с этого корабля"
"сущность непостижима", так как сущность берётся как предусловие собранности мышления
требуется другое предусловие собранности, освобождающее саму способность мышления
сущность - сохраняемое предусловие, а требуется обнаружимое
аргументы за сущность, за идею - именно из необнаружимости: якобы иначе знание всегда течёт
частичная обнаружимость - через задание способов перемещения в пространстве и времени
полная - через свободную навигацию в пространстве смыслов
существенно: идеи и сущности обращаются к разграничению мышления по чувствам
пространство разграничивает волю по помыслам - "задумавшись так и этак, ты смотришь вот сюда и вон туда"

Reply

cmt96 March 27 2024, 20:24:03 UTC
навигация в пространстве смыслов несвободна, если имеет выделенную точку начала (обзора). такова ваша 'концепция переводов', она всегда тяготеет к сложившемуся образу помышлений (¿к себе в 3-м лице?). свобода - через относительность. а сущности - 'появляются внутри кораблей' (должны…).

Reply


lenivtsyn March 27 2024, 22:51:16 UTC
Можно. Откажитесь от истины (абсолютной истины не существует, истина всегда относительная) - и сразу станет можно.

Reply

cmt96 March 28 2024, 05:40:40 UTC
этак вы постигнете относительную сущность. проблемы не решаются отниманием, только прибавлением

Reply

lenivtsyn March 28 2024, 08:16:14 UTC
Я всё никак не привыкну пользоваться смайликами, да и не знаю, какой из них мог выразить сарказм.

Reply

cmt96 March 28 2024, 20:12:04 UTC
можете не трудиться, сарказм - это словесный мусор. нормальный человек отвечает не на сарказм, а на прямой смысл

Reply


Leave a comment

Up