В этом районе прошло моё детство.
Оригинал взят у
ssgen в
Проспект КомароваГлядя на многоэтажную застройку проспекта Комарова, совсем не верится, что когда-то на этом месте находились настоящие трущобы посёлка Нагорного, да ещё, говорят, похлеще, чем в Кирсараях - вплоть до того, что вечером опасно было пройти. Появились эти землянки и хибары здесь ещё до войны, и простояли все мыслимые сроки, аж до начала семидесятых. Закрыть эту позорную страницу в истории района, как пишут летописцы ЧТЗ, удалось благодаря протекции председателя совмина СССР
А.Н.Косыгина.
Косыгин приезжал на ЧТЗ в 1967 году, в разгар второй реконструкции завода.
- Какие ко мне будут просьбы? - спросил Алексей Николаевич, собираясь покинуть завод.
Зайченко [директор завода] сказал, что, к сожалению, ЧТЗ недостаточно выделили средств на социальное строительство: на 1967 год предусмотрен самый малый за все последние годы ввод в строй жилья - только 11 тысяч квадратных метров. Директор показал фотографии поселка Нагорного, где частные, ветхие домишки лепились один к другому. Поселок давно нужно бы снести.
- Мы заложили новый хирургический корпус при медсанчасти завода, - говорил директор, - и бросили его строить: нет денег...
Алексей Николаевич ответил, что хирургию он возьмет под свою опеку, а жилье пусть возьмет на себя министр.
Хирургический корпус вскоре достроили. Министерство тоже в течение нескольких лет выделяло для строительства жилых домов дополнительные средства.
С того времени Председатель Совета Министров никогда не забывал о ЧТЗ.
- У меня личных встреч с Алексеем Николаевичем больше не было, - свидетельствует Зайченко, - а вот просьбы к нему были. Уже в 1975 году я позвонил в Совет Министров СССР по делам производства и по жилью. Алексей Николаевич сразу же спросил меня, как на заводе с литейным производством и снесли ли лачуги Нагорного поселка? Я ответил, что большинство частных домишек сломали, а на их месте теперь раскинулся проспект имени летчика-космонавта СССР В. М. Комарова. Косыгин сказал, чтобы я изложил наши нужды письменно. И на 1976 год ЧТЗ снова получил помощь в сумме трех миллионов рублей.
Есть вот такая картинка, присланная
archigrafo - я так думаю, это и есть первый проект застройки проспекта Комарова. По крайней мере, в эти годы больше нигде в Тракторозаводском районе ни о каких планах строительства такого масштаба речи быть не могло.
[2. Из каталога Мосгражданпроекта за 1999 год]
Но как бы там ни было, реализован он не был, и в начале семидесятых строительство велось уже по проекту челябинских архитекторов - Е.В.Александрова, Е.М.Дрямина, А.Н.Слонимского.
[3. Из книги "Челябинск: десять путешествий по городу", ЮУКИ, 1971]
Вот как видели архитекторы идею застройки Нагорного в далёком 1971-м:
Отсюда же, с развилки улиц Туристов и Салютной, была проложена новая магистральная улица - бывшая Бульварная, ныне носящая имя космонавта Комарова. Это имя улица получила не случайно - она кратчайшим путем связывает Челябинск с аэропортом. Над разработкой проекта планировки и застройки проспекта Комарова с прилегающими к нему кварталами и микрорайонами трудились наши архитекторы: Е. В. Александров, Е. М. Дрямин, А. Н. Слонимский и др.,- сказал Главный архитектор.- Абрам Наумович, расскажите коротко об основной идее реконструкции этого района!
- Многие челябинцы, особенно тракторозаводцы,- начал свой рассказ архитектор Слонимский,- наверное, хорошо помнят то место, о котором идет речь. Это был один из самых неблагоустроенных участков. Он носил название поселка Нагорного и застроен был неказистыми одноэтажными домишками, тесно прижатыми друг к другу. Идея коренной реконструкции поселка Нагорного и прилегающих к нему кварталов, несмотря на известную заманчивость и эффективность, начала осуществляться недавно. Согласитесь, что застройка проспекта Комарова, главной дороги из города в аэропорт, не могла состоять из пятиэтажных домов. Нужно было принципиально новое, отличное от остальных, застроенных ранее участков, решение. Авторский коллектив, приступая к проектированию, поставил себе задачу - применить в застройке этой части Тракторозаводского района девяти-шестнадцатиэтажные дома, которые в ритмическом чередовании друг с другом создавали бы контрастные сочетания по этажности и протяженности. Часть магистрали мы превратили в центр обслуживания всего жилого района. Поэтому значительное число магазинов, кинотеатров, мастерских бытового обслуживания отнесены от линии основной застройки и в виде сплошной стеклянной ленты выстроены на магистрали. Думается, что такой прием организации и оформления уличной магистрали в этом случае наиболее целесообразен. По своему внешнему облику, транспортному и культурно-бытовому значению этот проспект становится как бы центральным стержнем планировки и застройки всего Северо-Восточного района. Если хотите, это завершающий этап жилищного строительства в городке тракторостроителей. Вы, наверное, помните, что в годы Отечественной войны, а затем и в послевоенное время строительство жилых домов размещалось в кварталах по улице Горького. Эта улица была единственной магистралью района, которая объединяла и в пространственном и транспортном отношении северную часть Тракторозаводского района с южной. В 50-60-х годах строительство жилья переместилось на улицу Марченко, к востоку от улицы Горького. Когда там были построены крупные микрорайоны, появилась потребность объединения западной и восточной частей капитальной застройки. И вот в 70-х годах выросли силуэты многоэтажных домов по проспекту Комарова.
Но даже и эту идею в полном объёме реализовать не удалось. Во-первых, из-за ограничений строительных технологий того времени этажность жилых домов пришлось сократить до девяти. Во-вторых, многоэтажная застройка была доведена лишь до улицы Шуменской - на большее не хватило средств. На развилке Комарова и Героев Танкограда (тогда улицы Туристов) планировалось создание площади, но потом на этом месте разбили сквер. Высотный дом на той же развилке долго не могли построить. По проекту он планировался 17-этажным.
[4. Из книги "Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра", ЮУКИ, 1986]
Логическое завершение квартал
получил лишь в 2007 году. Здание строила компания "Стройком", снова по проекту Е.Александрова.
[5. Из книги "Челябинский тракторный завод", 2008]
Собственно, улица, которая впоследствии стала проспектом Комарова, появилась ещё до войны - в Плановом посёлке - и называлась тогда Бульварной (
её начало в посёлке Первоозёрном я уже когда-то показывал). В улицу имени лётчика-космонавта
В.Комарова она была переименована в 1967, после его трагической гибели во время возвращения с орбиты. А в семидесятые, во время сноса лачуг Нагорного, эта улица была продолжена до
5-го участка и застроена многоэтажными домами. Чтобы было понятно, что где находится, попробую нанести современные улицы на план города 1939 года.
Итак, в начале семидесятых Нагорный надолго превратился в огромную строительную площадку. Первая девятиэтажка по улице Туристов сдана уже в 1971 году (Героев Танкограда, 65 - на следующей фотографии справа).
[7. Из фондов Музея ЧТЗ]
В 1973 году построен самый большой дом района - Салютная, 2 (общая площадь более 27 тыс.кв.м).
[8. Из книги "Челябинск в разных измерениях", ЮУКИ, 1986]
Заселение дома 110 по проспекту Комарова, 1972 год.
[9. Из фондов Музея ЧТЗ]
[10. Из фондов Музея ЧТЗ]
Тот же дом - Комарова, 110 - со стороны проспекта.
[11. Из экспозиции Музея ЧТЗ]
Далее застройка продвигалась в северо-восточном направлении, причём основной массив микрорайона был построен достаточно быстро, до 1984 года. Последние кварталы (от Шуменской до Октябрьской) строились и после 1999, вплоть до 2004 года.
Теперь традиционная прогулка по микрорайону. Дом по проекту Е.В.Александрова (Салютная, 10), построенный в 1995-2007.
[13]
Левый "фасад" проспекта Комарова - дома 114-112-110.
[14]
Салютная, 2.
[15]
С этой точки он кажется бесконечным.
[16]
Три панельные хрущовки (Салютная 4, 6 и 8), построенные ещё в 1956 году - во времена сноса бараков 2-го участка.
[17]
[18]
Шуменская, 18.
[19]
Комарова, 137 и 137а.
[20]
Огромные, слабо благоустроенные дворы.
[21]
Накатанные дворовые проезды, магазинчик.
[22]
Голубятни и столы для пенсионеров.
[23]
[24]
На этом участке это по-прежнему проспект. Широкая проезжая часть, широкие тротуары, окружённые полосой зелёных насаждений.
[25]
[26]
Комарова, 112. Изначально, по-моему, почтовое отделение.
[27]
Комарова, 131. Какой здесь был изначально магазин в пристрое, хоть убей не вспомню.
[28]
Ныне - "Шатура".
[29]
И под него даже переименовали остановку.
[30]
[31]
Улица Шуменская. Здесь заканчивается застройка семидесятых-восьмидесятых (справа) и начинается застройка девяностых (слева).
[32]
Комарова, 131б (1981 год).
[33]
[34]
Комарова, 129а. Интересная конструкция - магазин, совмещённый с подземным гаражом.
[35]
Через дорогу уже Плановка и новые панельки на Южноуральской.
[36]
Улица Южноуральская. Думаю, изначально она была задумана как бульвар - году в 2001, в рамках Тарасовской программы "Двор" широченное пространство между домами было превращено в пешеходную зону с газонами и детскими площадками, по другой программе планировалось строительство фонтана (который, впрочем, так и не построили). В прошлый раз я здесь был летом 2010, вот как здесь было красиво.
[37]
Теперь же немалую часть "бульвара" заняла автостоянка.
[38]
И шиномонтажка.
[39]
Газоны сохранились и ждут лета, чтобы расцвести.
[40]
Детская площадка, правда, сильно раздолбана.
[41]
А дальше - дворы, дворы, дворы.
[42]
[43]
[44]
[45]
[46]
[47]
[48]
Октябрьская, 11. Суперграфика.
[49]
[50]
Сорок лет истории в одном кадре.
[51]
Источники:
Комаров Л.С. "Летопись Челябинского Тракторного 1929-1945 гг.", Профиздат, 1972
Устьянцев С. "Челябинский тракторный завод", 2008
Моисеев А.П. "Это нашей истории строки", 2007
"Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра", ЮУКИ, 1986
"Челябинск: десять путешествий по городу", ЮУКИ, 1971
"Челябинск в разных измерениях", ЮУКИ, 1986
Фонотов М. "Зодчество, ваше высочество"
http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/aleksandrov_ev.htmhttp://www.mediazavod.ru/articles/11397http://kray.ucoz.ru/index/tri_voprosa_o_chastnoj_zhizni/0-233