Заразиться каким-нибудь списком для меня -- дело нехитрое. Передаю
эстафету от Полинки-вомбатёнка: пять книг, которые сделали меня той, кто я есть.
Пять -- это с одной стороны очень тяжело, а с другой -- очень правильно. Если бы можно было десять, я бы не сужала так яростно и не задавала бы себе вопрос "а действительно ли эта книга сделала меня такой, как я есть, и ГДЕ?" Это не пять любимых книг, это не пять чаще всего перечитываемых книг, это не пять знаковых книг для моей семьи, друзей, круга -- это именно пять книг, которые вспомнились первыми и о которых я могу сразу сказать, если не вам, то самой себе, ГДЕ их влияние на меня такую, какой я была все годы до сегодняшнего дня и какая я всё ещё есть сегодня.
1. Эмиль из Лённеберги.
Образ партнёра. Это, ребята, на всю жизнь ;)))) а что делать?
Вспоминается диалог в онлайне нескольколетней давности:
Моя подруга:
-- В Эмиле меня привлекают хозяйственность и кровяная колбасааааа.
Я:
-- о! я-таки вышла за него замуж!
И таки-да. И он уже почти председатель сельской управы :))))
2. Джен Эйр.
Первый опыт сопротивления.
"Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар, причём с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас".
"Я не думаю, сэр, чтобы вы имели право приказывать мне лишь потому, что вы старше меня, или потому, что лучше знаете жизнь. Ваши притязания на превосходство могут основываться только на том, какие вы извлекли уроки из жизни и вашего опыта."
В свои 11 я этот тезис усвоила достаточно хорошо и часто была убедительна в его трансляции :)
И ещё в этой книге было то, что многим видно, а мне долгие годы видно не было -- способность пройти сквозь огонь рядом с человеком, который не доверяет жизни и миру достаточно, чтобы доверять тебе, и из-за этого способен подвергнуть тебя такой опасности, которой не подверг бы и врага. И не только пройти -- выжить, и жить, и почти ничего не потерять.
3. Воспоминания Анастасии Цветаевой.
Из этой книги выросли для меня цветаевские стихи, цветаевская проза, цветаеведение и весь серебрянный век, пьесы Ростана и Кристин, дочь Лавранса. Кто знает меня давно, действительно давно или действительно хорошо, -- тот помнит, что это большой кусок моей жизни, сначала напоказ, потом менее заметно. А почему такой большой кусок -- тоже не секрет. Теперь не секрет. Первый опыт того, как можно быть БОЛЬШОЙ женщиной и получать за это не от родителей по голове, а... тоже по голове, но гораздо по-другому. Как? Так, что после этого всё-таки можно почувствовать и сказать: "Обнимаю тебя горизонтом голубым -- и руками двумя!"
4. Кристин, дочь Лавранса
Взялась я за эту книгу по рекомендации из дневника Цветаевой как за книгу о страстях, для которых слишком жидко нынешнее время. А после перечитывания поняла, что для меня эта книга не столько о страстях, сколько о совместной жизни в супружестве, и о том, что не быт убивает любовь, а сами люди, своим поведением. И то, что я всё-таки научилась считать до десяти, а потом не говорить непоправимых слов, когда несёт сильными и противоречивыми эмоциями по отношению к одному и тому же человеку, то этому причиной именно эта книга и только она.
Потом апдейтну пятую. С меня пока и этого хватит ;)
Upd.: к добру или худу, Триумфальная арка...
Upd.: и Фраю, Фраю приз зрительских симпатий и почётное шестое место из пяти ))