Приятно, в это еще не холодное летнее утро, открыть фотографии и предаться воспоминаниям недавних событий. Вот так и получается растянуть путешествие во времени. Сначала мысленно его планирую, живя предвкушениями путешествия, а после вспоминая о нем, просматривая фотографии и видео.
В Греции, на второй день я включил встроенный GPS в фотоаппарате, который хоть и съедал аккумулятор за несколько дней, сегодня позволил мне любоваться интерактивной картой с фотографиями нашего похода. Номера на карте соответствуют количеству сделанных фотографий.
Стоит отметить, что путешествуя на маленькой яхте вы ограничены запасами электроэнергии, связанной с емкостью аккумулятора лодки и водой из-за объема бака. Поэтому холодильник работает только когда яхта идет под мотором или в порту, подключившись к сети. А как же холодное пиво? - спросите вы. Все нормально, пиво нагреться не успевало и уничтожалось не набрав критической температуры. Если вы останавливаетесь в гавани на якоре, обычно стоянка бесплатная (но нам рассказывали истории про попытку взять за стоянку у буя в Италии 140 евро). В нашем случае стоянка у причала обходилась от 23 евро до 45, а пару раз и бесплатно. Электричество и вода - дополнительная плата.
Яхта тащит “тузика” за собой, тем самым снижая скорость яхты.
На третий день был самый длинный переход - пять часов. Капитан щадил нас и не хотел вначале решаться на столь длительный переход для новичков. А вдруг укачает? Но таблетки от морской болезни нам не понадобились. Вот, на всякий случай, советы от капитана.
1.Факт - Укачивает всех.
Если задаться целью, то любому физически здоровому человеку можно создать такие условия, в которых его гарантированно укачает.
2. Укачивает тогда, когда видишь одно, а чувствуешь - другое.
3. Пары дней качки обычно достаточно, чтобы организм адаптировался.
Прикачивание (привыкание к качке) происходит неожиданно. Обычно к концу второго дня. С этого момента можно чувствовать себя на судне как дома и получать удовольствие от круиза.
4. Если правильно себя вести, то даже в первые дни можно чувствовать себя комфортно.
Если качки будет слишком много, а мер предосторожности при этом не принимать, то можно довести себя до крайне тяжелого состояния: рвота, головные боли, полное обессиливание.
5. От чего становится хуже:
От первопричины укачивания - любых ситуаций, когда в поле нашего зрения попадает много предметов, связанных с движущейся яхтой.
От нахождения внутри лодки. Очевидно, но тем не менее, самый сильный фактор укачивания - закрытое помещение.
6. От чего становится лучше:
Устранить или снизить качку.
Сойти на берег (самый действенный метод, помогает мгновенно).
Поднять паруса. Это уменьшит влияние боковой качки. Дело в том, что длина яхты обычно в три раза больше, чем ширина. Соответственно, волна одного размера будет раскачивать яхту из стороны в сторону в три раза сильнее, чем взад-вперед. Но как раз от этого "бокового" вида качки, неплохо спасают поднятые паруса, которые тормозят раскачивание. И даже в штиль, либо при встречном ветре, когда яхта идет без парусов и подвергается боковой качке, имеет смысл хотя бы грот поднять, чтобы успокоить судно.
Устранить конфликт зрения и вестибулярного аппарата:
Смотреть вдаль на горизонт, на облака, звезды, берег, другие суда.
Закрыть глаза, либо вообще лечь спать.
Более подробно здесь Завтракали и обедали в пути. В ход пошел Батькин резерв.
А вокруг яхты и красоты.
Изучаем будущую стоянку (такая книга есть на каждой прокатной яхте).
Наша стоянка была в Превеза, небольшой портовый город.
Подходим к городу. Но это не наша стоянка, наша в самом городе.
Катамаран швартуется.
Катамаран на стоянке, мы следующие.
Приятно, что стоянка и вода были бесплатными. А стояли мы на набережной как раз напротив ресторанов и кафешек, куда можно зайти и выпить холодный фреддо-капучино, и простите за подробности, сходить в туалет. Иногда за небольшую плату, а иногда клиентам ресторана разрешается воспользоваться душем, что весьма важно, учитывая ограниченное пространство туалета и душа, а также воды на яхте. Пространство туалета в ресторане кажется огромным по сравнению с гальюном яхты, где вы постоянно бьетесь разными частями тела с непривычки.
Но это не основная причина. На стоянках слив туалета перекрывается. Почему? Я думаю причина очевидна. Стоит отметить, что в туалет категорически нельзя ничего бросать. Нас посвятили о предании об оливковой косточке. Не знаю каким образом она попала в туалет и кто умудрился проглотить косточку, но у ребят был такой опыт, когда забился туалет и вот как хочешь так и крутись и жди сервиса пока не починят.
Вечер закончился в рыбной таверне. Кальмары, осьминоги, свежая рыба на выбор и креветки - рыбоеды были довольны.
А пока мы спали, местные рыбаки наловили рыбы и наутро порадовали прямо на причале разнообразным уловом, включая плоского и без клешней
лопатоносного омара (slipper lobster). На ощупь он был скорее похож на киви, такой же лохматый.
Тунец 5 евро. Ну как тут не взять. Отличные куски пошли бы хорошо на гриль, но у нас его нет. Однако на других яхтах мы видели прикрученные барбекюшницы. Вот они отправились подготовленными в поход и скорее всего, это даже не прокатные яхты. О! У меня как раз есть интересная история об одном одессите, которого мы встретили на следующей стоянке. Путешествует на своей яхте, выехал в мае из Италии.., но это на следующей стоянке.
А это рыбный магазинчик
Закупились в местном супермаркете продуктами и все это за 5 евро довезли на такси до яхты. А такси в Греции, как правило, мерседесы.
Удачно пополнив запасы провизии и воды, мы снова отправились в путь.
В следующей главе. Одессит на яхте. Проход через канал и разводной мост. И сново Ионическое море и полезные советы от капитана.
Из походного листа капитана.
Подход.
Идя с N или S ориентируйтесь на невысокий, плотно поросший деревьями холм и крепость Айос Йеоргиос, которая находится на N стороне пролива. Аэропорт Акций расположен на S стороне пролива и летом часто можно видеть, как приземляются и взлетают самолеты.
Для того, чтобы дойти до Превезы и далее через пролив в Амвракийский залив, надо войти в полумильный судоходный канал, который прорыт между обширными отмелями. Глубина канала колеблется от 6.0 до 8.0 м, а за его пределами глубины могут сильно отличаться от указанных на карте. Это связано с тем, что постоянно происходит заиление канала.
Координаты точки входа в канал: 38°55′.9" с.ш., 20°43′.65" в.д. Она обозначена двумя буйками - с левой и правой стороны. Следует учитывать, что издалека канал трудно разглядеть. Еще три пары буйков отмечают по курсу 065 градусов к заметному треугольной формы форту Акция с правой стороны. Канал, несмотря на регулярные дноуглубительные работы, довольно узкий, поэтому яхте не следует выходить за его пределы, особенно если вы не владеете достаточной информацией о глубинах. На протяжении всего канала в полумиле от северного берега глубины не превышают 2.0 м, а вдоль южного берега периодически встречаются участки песчаных отмелей, на которые ненароком можно наткнуться, если вы идете здесь впервые. Пройдя последнюю пару буйков, портовые буйки отмечают песчаную отмель, которая находится чуть к югу от городского причала Превезы. Отсюда глубины увеличиваются до 10.0 м: у городского причала, у марины Превезы, у трех судоверфей, у марины «Клеопатра».
СЕРВИС. Топливо на заказ, магазины, рестораны, вроде есть вода.
ОПАСНОСТИ. Сильные течения в проливе (со всех сторон) могут иногда достигать 3 узлов. Поэтому яхтам следует соблюдать осторожность и держаться в пределах канала.
* Преобладающий ветер с северо-запада, дующий через мелководье и против течения, создает сильную волну, которая не слишком опасна в летний период, хотя может причинить некоторые неудобства вашему судну.
* Глубины в канале могут меняться в зависимости от степени заиления.
* Постоянно следите за автомобильными паромами, которые пересекают пролив между Акцием и Превезой. Убедитесь, что бы канал покинули крупные суда. Оглядывайтесь назад.
Швартовка.
Городской причал Превезы.
Длина городского причала составляет 0,5nm. Причал начинается к северу от серого восьмиугольного здания (бывший ночной клуб) и тянется на север, заканчиваясь около короткой пристани, охватывающей недостроенную марину. Внутренняя часть от восьмиугольного здания вплоть до восьмой осветительной мачты довольно мелководна: глубины здесь не превышают 1.5 м. Яхты могут пришвартоваться кормой / носом или встать вдоль причала на 200-метровом участке, однако следует учесть, что вдоль него идет выступающий бортик, а также здесь же находятся швартовочные кольца для маломерных судов. Глубины в основном колеблются около 2.5 - 3.0 м. Далее к северу идет широкая пристань, где встают рыбаки, и 100-метровая часть причала (отмечена желтой краской) отведена как раз для них. Отсюда следующие 500 м к северу выделены для стоянки яхт. Глубины вдоль этого отрезка составляют от 5.0 до 8.0 метров у причала, увеличиваясь к тому месту, где вы будете бросать якорь: 10.0 - 15.0 м на южном конце и 8.0 - 10.0 на северном. Соответственно яхты могут вставать вдоль причала у южного конца, и кормой / носом - у северного.
Северная часть пользуется наибольшей популярностью, т.к. отсюда рукой подать до таверн и баров. Также глубины здесь для швартовки лучше, а место хорошо защищено от северо-восточного бриза, дующего с материка в ночное время суток. Однако это очень шумное место и единственное, что остается, так это воспользоваться берушами. Также следует учесть, что швартоваться вдоль причала в этом месте не рекомендуется (за исключением периода, когда сезон уже закончился), иначе вы рискуете попасть в ловушку, когда рядом на якорь встанут другие яхты.
Вдоль причала установлены железные швартовочные тумбы, а также множество стальных причальных колец. Они установлены в метре от края причала, так что по прибытию их трудно сразу заметить.
Причал также довольно высокий, поэтому для яхт с низким надводным бортом может быть предпочтительно пришвартоваться (при наличии места) у нижней части причала (она отмечена длинными, окрашенными в зеленый цвет ограждениями).
Примечание.
У южной оконечности этого отрезка причала периодически происходит сток неочищенных сточных вод, поэтому здесь не следует вставать тем, кто чувствителен к неприятным запахам.
Причал дает хорошее укрытие от господствующих северо-западных ветров, хотя легкая качка возможна во второй половине дня. Также в ночное время суток не исключен береговой ветер, который дует в направлении восточных гор. Обычно в этом случае стоять здесь не так удобно, если только одновременно не дуют восточные ветры, которые уравновешивают положение. Стоянка определенно не подходит для судов при сильных ветрах с северо-востока и юга, когда лучше вставать на якорь у судоверфей на южной стороне у Акция или искать закрытую якорную стоянку дальше в Амвракийском заливе.