Несметное количество вопросов и комментарий роится в моей голове, когда попадаю в зал современного искусства. Итак Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США). Зал современного искусства.
Является ли это искусством или примитивная мазня, выдаваемая за искусство? Я тоже так могу, и даже лучше!
Почему одному произведению суждено стать почитаемым полотном, а ничем не хуже, с точки зрения дилетанта, другой картине уготована участь забвения?
Суждено ли современному искусству стать классикой?
Когда наступает тот момент, когда из непринятого и отвергнутого произведения, объект вдруг становится желанной добычей коллекционеров и превращается в искусство? Почему все новое воспринимается в штыки?
А может автор картины выражаясь современным языком решил “потролить”. Судите сами. На картине нарисована корова, которая смотрит на корову, которая нарисована на картине. Еще раз. Корова на картине смотрит на нарисованную корову. Зрители смотрят на корову, которая смотрит на нарисованнную корову, а мы смотрим на зрителей, которые смотрят на корову, которая смотрит на нарисованную корову.
А чтобы сказали политики прошлого, попав в этот зал сегодня. Мне хочется проиллюстрировать лишь некоторые работы с комментариями критиков.
«Авиньонские девицы» Искаженная в духе примитива архитектура человеческого тела, схематично прописанные, нарочито деформированные лица женщин вызвали шок у зрителей и бурю критики в адрес Пикассо. Даже многие из близких друзей художника отказывались принимать картину как предмет искусства.
Академическая критика объявила Ван Гога, Сезанна, Гогена и Тулуз-Лотрека «разрушителями» и «варварами».
За полотна Ван Гога, всю жизнь задыхавшегося в нищете, не имевшего денег на холст и краски, жившего на иждивении у младшего брата, теперь платят колоссальные суммы!
Живопись не единственная область искусства принимавшая на себя удары. Критике подвергались скульптуры, здания и, конечно, течения музыки.
Например, одним из самых больших ненавистников Эйфелевой башни стал писатель Ги де Мопассан, который часто обедал в ресторане башни, так как это было единственное место в Париже, откуда нельзя было увидеть эту "отвратительную" структуру.
Многие известные культурные деятели тех времен, даже подписали документ, в котором было сказано:"В течении следующих лет мы должны будем смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса".
Дабы окончательно растоптать ненавистный модернизм, подручные Гитлера-художника организовывают выставку “Дегенеративное искусство”. 19 июля 1937 года в Мюнхене в душном, плохо освещённом здании Института археологии с низкими потолками открывается выставка немецких модернистов. О её ужасности предупреждает плакат у входа: “Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен”…
"Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и тому подобные не имеют ничего общего с немецким народом… Они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана…
Что говорил Хрущев о творчестве авангардистов:
- Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо. И если эти, с позволения сказать «художники», которые не хотят трудиться для народа и вместе с народом, выразят желание поехать за границу к своим идейным собратьям, то пусть они попросят разрешения на выезд, в тот же день получат паспорта.
- Некоторые, видимо, стали стыдиться, что мы действительно, может быть, не доросли? Пошли к чертовой матери! Не доросли, что делать! Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства... Сколько есть еще педерастов; так это же отклонение от нормы. Так вот это - педерасты в искусстве.
Вы дайте нам списки, мы вам дадим на дорогу за границу, бесплатно довезем и скажем счастливого пути. Может быть, станете когда-нибудь полезными, пройдете школу капитализма, и вот тогда вы узнаете, что такое жизнь и что такое кусок хлеба, как за него надо бороться и мобилизовывать людей.
Мазня? А если отойти подальше?
Удивительное сочетание холста и платья.
Я побежал дальше, в греческий зал!