Оригинал взят у
mikle1 в
Проект по отмыванию денегОжидается, что истребители F-35A поступят на вооружение США в 2016 году, F-35C - в 2017-м, а F-35B - в 2018 году. ВВС, ВМС и Морская пехота США намерены приобрести 2.473 истребителя F-35 всех модификаций. Но уже сегодня ясно, что поставлено будет гораздо меньше (я бы сказал, минимум втрое). И дело даже не в большом количестве недочётов или стоимости, а в недостатке врагов. Ну нет в мире столь высокотехнологичных врагов, с которым реально можно воевать и гробить самолеты минимум по 140 млн. долларов за штуку.
США отменило испытательный срок для истребителя УВВП F-35B Lightning I (Defense News). Соответствующее решение принято министром обороны США Леоном Панеттой, по оценке которого в программе разработки произошли положительные перемены. В частности, темпы проведения испытаний F-35B приведены в соответствие с намеченным графиком и не отстают от других версий F-35 - A и C.
Испытательный срок истребителю F-35B был назначен в середине января 2011 года Робом Гейтсом, занимавшим тогда пост министра обороны США. Испытательный срок был введен на два года, по прошествии которых программа должна была либо продолжится, либо закрыться. Поводом для такого шага стало множество недоделок и неисправностей, обнаруженных на самолете в ходе испытаний. Пентагон объявил, что если все недочеты не будут устранены за два года, программа F-35B закроется, чтобы не увеличивать стоимость проекта F-35 в целом.
После того, как испытательный срок для F-35B был отменен, программ с высокой степенью риска закрытия, реализуемых в рамках проекта F-35, нет. Эту степень определяет Пентагон, который обладает правом назначать испытательные сроки для различных программ создания вооружений. Тем не менее, согласно докладу начальника отдела Пентагона по испытаниям и оценке (DOT&E) Майкла Гилмора, с серьезным количеством неисправностей и недочетов столкнулась палубная версия F-35 - C, из-за которых эта программа в перспективе может оказаться под угрозой закрытия.
Разработкой истребителя F-35 занимается американская компания Lockheed Martin, которая намерена выпускать три версии самолета: с обычным взлетом (F-35A), с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (F-35B) и палубную (F-35C). Финансирование разработки самолета к настоящему времени составило около 56 миллиардов долларов.
С самого начала требования по максимальной скорости были весьма скромными - около 1750 км/ч на большой высоте. Ф-35 уступает абсолютно всем истребителям, даже устаревшим. А ведь чем выше крейсерская и максимальная скорости, тем быстрее самолет выйдет на рубеж перехвата противника. Или выйдет из боя, если дела пошли плохо. А F-35 из боя выйти не сможет - догонят и собьют.
Уступает он всем современным истребителям и по скороподъемности, например, тому же МиГ-29 в 1,5 раза. Да и по тяговооруженности F-35 проигрывает абсолютно всем истребителям 4-го поколения. В ближнем воздушном бою он уступает МиГ-23МЛД, снятому с вооружения ВВС РФ истребителю 3-го поколения.
Но, может, он в дальнем ракетном бою заставит содрогнуться потенциального противника? Да, он будет оснащен хорошей РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом. Вот только Су‑35С, оснащенный намного более мощной РЛС «Ирбис», увидит его на дистанции до 240 км, тогда как F-35 сможет обнаружить его на дистанции порядка 150 км. Учитывая возможное наличие на борту Су-35С ракет большой дальности, которых «Лайтнинг» не имеет, бой может закончиться раньше, чем F-35 увидит противника. В бою с Су-30МКИ шансы американца выше. Но если он не сбивает «сушку» первой же ракетой и та выходит на ближнюю дистанцию, - «Лайтнингу» конец в маневренном бою.
Увидев результаты компьютерного моделирования боев F‑35 с потенциальными противниками на Су-30МКИ и Су-35, один из представителей австралийского заказчика сказал в сердцах, что «сухие» избивали «Лайтнингов» как охотники беззащитных пингвинов. Координатор программы F-35 в Пентагоне генерал Дэвис в ответ сравнил свой самолет со скаковой лошадью среди собак. Генерала-оратора уволили сразу после того, как в России взлетел Т-50. Видимо, после пережитого шока понадобился стрелочник.
F-35 является малозаметным самолетом, и оружие в большинстве случаев должен нести на внутренней подвеске. И несет он в двух отсеках в варианте истребителя четыре ракеты средней дальности. А если внутри каждого отсека по бомбе, то ракет влезает только две. На внешней подвеске он может нести еще до восьми ракет. Но в этом случае теряет свое основное преимущество - малозаметность.
Поворотное сопло для F-35B фирмы Rolls Royce:
Ударный самолет из него никакой. Нагрузка самолета в малозаметном режиме оказывается совсем небольшой - 1-2 т, как у самолетов 50-х годов.
Не меньшей проблемой F‑35 является его вес. Самолет, который считается легким истребителем, по техзаданию, должен был весить менее 11 тонн. А теперь, согласно официальным данным «Локхид-Мартин», пустой F-35 весит 13,3-15,8 тонны. А полный вес - от 27,3 до 31,8 тонны. Это больше, чем у тяжелых истребителей F-15C «Игл» или Су‑27. Только вот «сушки» и «иглы» несут и больше оружия, и дальше, и быстрее.
Получился типичный американский ребенок, которого все так любили, что перекормили гамбургерами, - тучный и капризный.
Разработчики ведут беспощадную борьбу с весом, как девушка, купившая себе вечернее платье за большие деньги, но не влезшая в него. Компания идет даже на замену или отказ от узлов, повышавших боевую живучесть машины, лишь бы выиграть килограммы.
Дорого и долго
Но главная беда - рост стоимости программы F-35, которая растет постоянно и неудержимо. «Дешевый» самолет уже подорожал втрое и стоит 160 млн. долл. за штуку. А для партнеров вроде Израиля цена уже зашкалила за 200 миллионов. И это при том, что поступление F-35 на вооружение откладывается уже на 2016 г., а то и далее.
В итоге Дания и Австралия не стали ждать и закупают гораздо более сбалансированный самолет F/A-18E «Супер-Хорнет» фирмы «Боинг». Турция тоже намерена отказаться от закупки сотни F-35A, заменив их F-16С собственной сборки. Проголосовал за отказ от закупки F-35A и голландский парламент, хотя эта страна участвует в программе и уже закопала 800 млн. сольдо под деревом в стране дураков имени «Локхид-Мартин».
А есть ли что-то хорошее в F-35?
Неужели вся программа F‑35 - сплошная сага о разграблении бюджета в особо крупных размерах? Нет, конечно.
Если отвлечься от проблем падения уровня совести у производителя, то самолет не настолько плох. Инженерам «Локхид-Мартин» просто поставили малорешаемую задачу - скрестить ужа и ежа без применения генной инженерии, т.е. получить и малозаметный истребитель и ударный самолет, да еще и дешевый, и для разных условий эксплуатации. Те ее и решили как смогли. И местами решили хорошо.
Была создана отличная удобная кабина. Создана современная, расширяемая и модернизируемая архитектура самолета. Самолету создали приличную РЛС небольших размеров и удачную систему управления вооружением. Двигатель получился очень мощным, правда, заплатив за это страшной шумностью и не вытянув тяговооруженность машины из-за роста массы.
А «вертикалка» F-35B - и вовсе прорыв в морской авиации. Это будет первый серийный сверхзвуковой самолет такого типа.
В любом случае ВВС США выбирать теперь не приходится. Несмотря на карательные меры по отношению к «Локхид-Мартин» (в начале года МО США наказало корпорацию на 600 млн. долл. премии, которую удержало за задержку программы), увольнение чиновников Пентагона, рост осознания, что самолет проигрышный и «золотой», других вариантов уже нет. Старые F-15 и F-16 скоро будут массово списываться, и летать станет не на чем. Поэтому ужмут планы поставок, но F-35 до серии все-таки доведут.
P.S. Израиль покупает эти самолеты только потому, что по условиям американской экономической помощи он должен тратить ее на американское вооружение. Фактически столько американского оружия Израилю просто не нужно, и ему приходится закупать товары лишь номинально военного назначения, например продукты питания для военных.
Подборка F-35C CF-1:
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=5&t=73&st=0&sk=t&sd=a&start=870http://lenta.ru/news/2012/01/23/f35b/www.argumenti.ru