Оказывается не только в экономике, но и в социальной области осознание ключевых сил и процессов у нас тоже имеет характер пресловутого догоняющего развития. Наши политики, как и все генералы, готовятся к вчерашней войне. В этом смысле примечателен был на ТВ Россия-1 очередной (29.04.2018) вечер с В. Соловьёвым. Имеется в виду та часть, которая посвящена понятию «мягкая сила» (где то, с 1:50:00 ч. от начала).
Click to view
Статусная передача ещё раз наглядно продемонстрировала, что адекватного понимания того, что такое мягкая сила в обществе, по крайней мере в среде наших политиков и экспертов нет. К сожалению, обсуждение вопроса не смогло набрать необходимой метафизической высоты. Основная ошибка - ставить рядом политику и мягкую силу. Политика это всегда в той или иной мере насилие. А сила и насилие это слишком узкий неблагозвучный интервал. И выводы участников на вопрос «что делать?» были, мягко говоря, банальными. Собрать кулак и облачить его в лайковую перчатку (Стариков). Как американцы, работать с подрастающим поколением, преследовать свои национальные интересы, так как нам выгодно (Михайлов). Работать с экспертным сообществом и СМИ стран ближнего зарубежья, регулировать миграционную политику (Михеев). Регулировать денежные переводы, работать с диаспорой, активнее работать в сфере образования (Соловьёв). Шире применять практику наказаний тех, кто провалил работу, заботиться о тех, кто за национальные интересы готов к жертвам (Кургинян).
Несомненно, всё из перечисленного важно. Но и выделять деньги и делать всё это должно опять же государство, которое, по выражению Кургиняна, в этом важнейшем своём качестве - мертво. Отсюда его не утешительный вывод - либо возникнет другая система, либо ничего не будет. Угроза развала системы вещь серьёзная. Но удручает не сама угроза, а то, что профилактика угрозы возлагается на власть, то есть опять и опять из сферы живого гражданского общества, переносится в омертвелую политическую сферу. Мёртвой власти как бы предлагается отойти в сторону и под угрозой «московского» майдана уступить место толпам новых уже готовых кадров. Это хорошо что они есть. Наш народ талантлив. Ещё В.И. Ленин писал: «организаторских талантов в «народе»…масса; их тысячами давил, губил, выбрасывал вон капитал…». Весь фокус в том, что в условиях необходимости сохранения посудной лавки, перед угрозой развала Русского мира, риски любого майданного переворота будут неприемлемы. Революционный флаг давно и успешно пребывает в руках наших заклятых партнёров, на которых, в связи с полученным украинским опытом и переносом акцента на подрастающее поколение, теперь ещё работает и время. Западные революционные технологии это не созидающие революции, а скорее скальпель, разрезающий большое общественное тело, вопреки отчаянным сигналам ещё полуживого государственного мозга. И ваше счастье, если гражданское общество на стороне государства.
Что же делать? Наконец понять, что мягкая сила эта не та которая вам кажется сладкой, а иному хуже горькой редьки. Мягкая сила эта такая сила, которая неодолима. Известна метафора мягкой силы - огуречный рассол. Это своего рода среда, попадая в которую фенотип поступает так как хотите именно вы. Таким образом, вопрос не только в наличии готовых действовать организаторов, но и в том, есть ли у нас умельцы по приготовлению подобного рассола и как убедить власть как минимум не мешать его применению. А может и хорошо, что она в этом смысле мертва, а?