Как Tele2 запускали сеть в Казахстане

Jun 01, 2011 11:31

 Всегда мечтал побывать на юге Казахстана в горах и обязательно летом, но до последнего времени мне этого так и не удавалось сделать. И тут совсем неожиданно поступило предложение посетить Алматы, южную столицу Казахстана. Повод - Tele2 начинает работать в самом крупном городе Казахстана Алматы и Алматинской области. Лететь надо было уже через 1,5 дня. Приглашение было принято сразу же.
  
 В целом рынок сотовой связи Казахстана можно назвать зрелым и продвинутым. В отличие от голосовой связи, услуги мобильного Интернета здесь сравнимы по стоимости с Россией. К примеру, USB-модем стоит 4 500 тенге (883 рубля), пакет 1 Гбайт обойдется в 2 350 тенге (460 рублей), 2 Гбайт - 4 300 тенге (843 рубля), трафик на помегабайтных тарифах 12 тенге (2,35 рубля) за Мбайт. Безлимитных тарифов на мобильный Интернет пока нет. Но это связано с тем, что 3G-Интернет в Казахстане появился только в конце 2010 года. В настоящее время идет активное строительство сетей третьего поколения.

Казахская история Tele2

Tele2 вышел на рынок сотовой связи Казахстана в марте 2010 года, став владельцем мажоритарного пакета акций оператора связи ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Казахстан стал 11 страной, где работает компания Tele2. В течение 2010 - начале 2011 года компания готовилась к запуску сети под новым брендом - Tele2. Была существенно расширена территория покрытия, произведена замена оборудования на новое, поддерживающее стандарт 3G, разработана и последовательно внедряется маркетинговая концепция, сформированы новые тарифные планы и пр. В апреле 2011 года Tele2 начала оказывать услуги в Казахстане под своим брендом, запустив сеть сначала в Актюбинской области, а затем в Западно-Казахстанской области.

Старт бренда Tele2 в Алматы и в Алматинской области официально был назначен на 28 мая.

Согласно исследованиям, проведенным в Казахстане, среднее количество времени, которое выговаривает каждый абонент сотовой связи, составляет 110 минут в месяц. По словам представителей Tele2, это в два раза меньше, чем в России, это в три раза меньше, чем в Киргизии и в пять раз меньше, чем в Узбекистане. При этом менталитет восточного народа создает потребность в общении гораздо больше, чем в той же самой России или Европе.

В Tele2 сделали вывод о том, что потребности в общении людей по мобильному телефону сдерживают цены на связь. А раз так, то компании есть над чем работать. Это стало основной движущей силой, по которой Tele2 вышла на рынок Казахстана. Tele2 может дать цену ниже средней на рынке. Это является принципом работы для оператора-дискаунтера. При этом особо подчеркивается, что компания все равно приносит хорошую прибыль для своих владельцев.

В Казахстане высокие цены на интерконнект (межсетевые звонки). Это в свою очередь серьезно влияет на величину тарифов. Они физически не могут быть ниже 18 тенге (официальная ставка межоператорских расчетов) - это, по большому счету, себестоимость минуты. Вот и получается, что операторы должны заложить в стоимость услуг свою прибыль расходы на обслуживание сети, капительные расходы, налоги и т.п. В итоге стоимость минуты составляет уже 25-35 тенге (5-7 рублей) или 45 тенге (8 рублей) - первая минута и 7-12 тенге (1,4-2,4 рубля) - все последующие.

Tele2 же запускает в Казахстане глубоко убыточные для себя тарифы на голосовую связь, чтобы нарастить свою абонентскую базу. Всего их два: «Зазвони всех» - 8 теге (1,6 рубля) за минуту на все сети с посекундной тарификацией и SMS при отсутствии абонентской платы и «Клан» - 3 тенге (60 копеек) за минуту и SMS внутри сети Tele2 и 20 тенге (4 рубля) на других операторов, также без абонентской платы.

Запуск дан

На следующий день состоялся официальный запуск Tele2 в Алматы. Как и было обещано, свои двери открыли пять флагманских магазинов по всей южной столице. Помимо этого были развернуты мобильные пункты подключения и организована обширная развлекательная программа. Самый крупный салон Tele2 в Алматы, по проспекту Достык (между улицами Толе би и Богенбай батыра).

Основная развлекательная программа проходила на Старой площади Алматы, где было расположено множество пунктов подключения к Tele2 и весь день проводились различные конкурсы и проходили выступления эстрадных исполнителей. Кульминацией дня стало выступление группы «Звери» и салют.

Не на жизнь, а на смерть

Перед началом вечерней шоу-программы я прогуливался по улице Жибек-жолы (в переводе Шелковый Путь). То, что я там увидел, было похоже на настоящую войну - «операторскую войну», в которой принимали участие Tele2 и Beeline.

Все рекламные щиты были выкуплены местным «Билайном». На них крупно размещалась информация виртуального оператора «ДОС» и их «самым дешевым тарифом». На все это с высоты смотрел Тони Бонелли - главный персонаж рекламной кампании Tele2 в Казахстане. Он предлагал никому не верить, быть крутым и звонить дешево.

Действо разбавляли десятки молодых людей в желтых футболках «ДОС» и черных TELE2. У некоторых их них были громкоговорители. Тут же уставшие от шума люди могли подключиться к тому или иному оператору. Для этого было достаточно иметь при себе паспорт и его копию.

Тем временем к 20:30, на асфальте лежали сотни желтых и черных листовок с описанием новых тарифов «за ноль рублей». Не меньше их было и в урнах. Субъективно, на Жибек-жолы победу тем вечером одержал «Билайн». Причем сделано это было количеством. Молодых ребят с «ДОС» было в три раза больше, чем Tele2. Мне просто страшно подумать, как будут действовать операторы дальше. Начало очень мощное! =)

Но Tele2 отыгрались на Старой площади, где собралось по разным данным от 5 до 10 тыс. человек. Все они пришли в этот вечер послушать хорошую музыку и просто отдохнуть. Шоу оправдало себя. Завершился вечер грандиозным фейерверком Tele2, длившимся 15 минут.

Местный колорит

В заключение не могу не сказать об особенностях Алматы. Во-первых, город очень зеленый. С одной стороны это защищает жителей от жары, а с другой очищает воздух города-миллионника. Во-вторых, в городе очень много фонтанов. Они практически на каждом шагу. Большая их часть была построена во время СССР, хотя есть и современные. В-третьих, в южной столице Казахстана качественные дороги, которые дополняют многочисленные указатели, что и где находится. С такой системой указателей можно вообще забыть о навигаторах - передвижение по городу очень простое.

Огорчила стоимость продуктов питания, которые в среднем на 20% выше, чем России, где цены от региона к региона практически не изменяются (исключение Север и Восток России). В небольших казахских городах с ценами на еду проблем нет, там все гораздо дешевле. В качестве бонуса, жители Алматы получают хорошую зарплату. В среднем это 32 - 38 000 рублей. Город поправу носит титул банковской столицы Казахстана.

Еще в Алматы любят хорошие авто. Популярны японцы уровня никак не ниже Toyota Camry. Много больших автомобилей. Помимо Toyota на улицах города можно часто видеть Lexus, Nissan, Audi, BMW, Mercedes, Volkswagen. Европейских (не немцев) и американских автомобилей днем с огнем не найти.

казахстан, пресс-тур, tele2

Previous post Next post
Up