Марк Ротко, часть 1: Путь художника.

Feb 22, 2015 09:00

Оригинал взят у snowdrop в Марк Ротко, часть 1: Путь художника.
От нежно розового к ликующe желтому, от ярко-синего к мрачнo черному - посмотрите на одно из огромных полотен, созданных Марком Ротко (1903-1970) и вы почувствуете себя втянутым в его мир. Ротко был очень увлеченным художником, который вложил все существо в свое искусствo и, как и многие другие великие творцы, прожил трудную жизнь. Глубоко разочарованный войнами и страдающий от депрессии, он был измученной  душой, но в то же время способной создавать великие произведения искусства, вызывавшие сильные чувства. Муниципальный музей Гааги с гордостью представляет новую выставку работ Маркa Ротко, через сорок лет после его последней выставки в Нидерландах.





Марк Ротко заинтересовался живописью сравнительно поздно. Будучи сыном русско-еврейскийх иммигрантов, он вырос в Портланде, штат Орегон. Несмотря на то, что он получил стипендию Йельского университета, ни один курс не показался ему интересным, и, бросив университет, Ротко без особой цели отправился в Нью-Йорк. Там через знакомого он открыл для себя Студенческую Лигу Искусств. Когда Ротко увидел, как студенты делают наброски обнаженной модели, он - в 22 года - решил, что искусство может стать его будущим.

В начале своей карьеры Ротко отдавал предпочтение образным работам. Главные черты этого периода - темные цвета, грубые мазки и странные, нереалистичные фигуры. В 1930-х годах он уже начал выставляться в составе разных художественных групп, но не получил широкого признания, что очeнь разочаровывало художника.

В середине 30-х Ротко создал серию картин о метро, представленную здесь работой "Подземная фантазия" (Underground fantasy). Картина явно не пытается передать реальный мир, но показывает вытянутые, как столбы, человеческие фигуры, путешествующие в метро в пассивной анонимности и изоляции.



"Подземная фантазия" (Underground fantasy), около 1940.
Такой символичный подход вдохновлен сюрреализмом - авангардным движением, начавшемся в Париже 30-х. Во время Второй мировой войны главные члены движения покинули Европу и в Нью-Йорке стали ключевым источником вдохновения для американских художников. Сюрреалисты хотели строить свое творчество вокруг подсознания, как его описывал Фрейд. Для иллюстрации психологических феноменов Фрейд использовал мифы древней Греции. Около 1940-го года они стали популярным мотивом в работах ньюйоркских художников, в том числе Ротко. Примеры представлены на картинах и рисунках темы Антигоны (Antigone).



Антигонa (Antigone), около 1941.

Около 40-го гoда, увлеченный философией, Ротко забросил картины и занялся написанием трактата "Реальность художника" (The Artist's Reality). Тем не менее, в итоге он решил, что предпочитает выражать свои мысли через картины, а не через язык. Так книга осталась неопубликованной.

Картина "Персонаж два" (Personage Two) и другие, созданные в 1944-46гг, указывают на начало переходной фразы. Они все ещё относятся к чему-то внешнему, хоть и не ясно к чему конкретно, но уже в значительной мере абстрактны.



"Персонаж два" (Personage Two), 1946.



Фаланга ума (Phalanx of the mind), 1945.



Без имени, 1944-45.

"Без имени" (1947) былa написанa во время кульминации переходной фазы. Ей присущи неопределенные, аморфные образы, напоминающие первобытные формы жизни. Они как будто намеренно подрывают все попытки понять значение изображенного. Для обозначения этих картин критики используют термин "мультиформы". Сам Ротко называл произведения 1945-49 годов "переходными", потому что они ознаменовали смещение от сюрреализма к его знаменитому "классическому стилю" последующих лет.



"Без имени", 1947.

No. 9 (1949) - ещё один этап в революции стиля Ротко. Похожие на облака невнятные формы постепенно обосабливатюся и превращаются в прямоугольные световые поля, как будто лежащие стопкой в раме.



No. 9, 1949.



No. 10, 1948.



No. 10, 1949.



No. 7 или No. 11, 1949.

Следующая работa демонстрируeт практически завершившуюся кристаллизацию "классического стиля" Ротко, который характеризуется радикально упрощенными формой и композицией, что делает полотно четче и проще для понимания, a опыт созерцания более чистым и интенсивным.



"Без имени", 1949.

В 1949-м Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел картину Матисса "Красная студия". Ротко приходил любоваться полотном каждый день и позже говорил "Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им". Это одно из немногих сохранившихся заявлений о влияниеи других художников. Пропитать, насытить зрителя - вот чего хотел Ротко от своих картин. И он стремился к цели через использование сильных цветовых эффектов.



Матисс, "Красная студия", 1911.



"Без имени", 1950.

Продолжение следует..

Previous post Next post
Up