О полномочиях властей в условиях COVID-19 и ЧС

Apr 13, 2020 12:23

Огромное количество информации в которой сложно разобраться. Какие-то странные люди советуют в интернетике «слать полицию лесом» со ссылками на Конституцию. Якобы власти пытаются избежать ответственности, что бы не вводить режим ЧС и прочее, прочее, прочее. Давайте сразу уясним. Всё это чушь. А теперь поговорим о правовой основе действий властей.

Под катом будет много норм законов. Нормальный человек, не юрист, такое читать не будет, поэтому весь смысл в нескольких тезисах.

-Ограничение прав и свобод граждан по Конституции возможно.
-Полномочия для этого есть и у Президента, и у Правительства, и у субъектов, и у местных властей.
-Полномочия могут делегироваться.
-Возможность устанавливать правила поведения для граждан с 1 апреля введены в закон о ЧС.
-2 апреля Президент дал полномочия субъектам на ограничения деятельности организаций любой формы собственности.
-Штрафы назначаются не за передвижение ваше по городу. Ваше право на передвижение сегодня не отменяется. Заявления на электронный пропуск носят уведомительный характер



[Очень много букв]А теперь статьи законов. Всё я не озвучу, так как нормативная база по коронавирусу разрастается со скоростью снежного кома, но основные моменты о полномочиях озвучу. Основные нормативные акты это Указы Президента, Мэра Москвы, Постановления и распоряжения Правительства. Так же были внесены изменения в ряд федеральных нормативных актов Государственной Думой РФ. Приняты акты Мосгордумой. Так же и в других регионах были введены разные меры, которые в основном имеют туже правовую основу, что и указания мэра столицы.
Так, согласно пункту "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина (п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" допускается установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, к которым относятся, в том числе и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (п. "б" ст. 3).
При этом такие ограничения в соответствии с названным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях устанавливаются путем введения чрезвычайного положения, являющегося временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", действие которого распространяется и на отношения, возникающие в процессе определения правовой формы ограничения прав граждан в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также наделения соответствующих органов государственной власти полномочиями по данным вопросам.

Главой II указанного закона предусмотрены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правовая основа действий мэра указана в преамбуле Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Это подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Органы государственной власти функционируют в трёх режимах. Обычной деятельности, повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и в режиме чрезвычайной ситуации, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При этом чрезвычайные ситуации имеют точную классификацию. В частности от количества жертв и ущерба. Локального характера (до 10 человек) до федерального (свыше 500 человек). На сегодня в Москве 72 человека умерло. А всего в России 130 человек. Это соответствует межрегиональному характеру чрезвычайной ситуации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены в статье 11 указанного Федерального закона.

Однако единую политику формирует Президент. Именно он в Указе «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 02 апреля дал полномочия субъектам в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и, соответственно, закона о ЧС на ограничение деятельности предприятий и организаций любой формы собственности.
Кроме того с 1 апреля в закон о ЧС введены нормы, позволяющие устанавливать единые правила поведения граждан и организаций в случае введения режима повышенной готовности и чрезвычайного положения. Такие полномочия даны, как Правительству РФ, так и регионам.

Важно. Ваше право на передвижение не запрещено. Те цифровые пропуски, которые введены носят уведомительный характер. Наказывать вас штрафом будут не за передвижение, а за неисполнение обязательных правил, установленных органами государственной власти.

Ещё один важный момент. Закон о ЧС устанавливает ряд прав граждан при ЧС.

1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Все эти права у вас есть сейчас. Никакое введение режима ЧС для этого не требуется.

Кроме того, статьёй 19 для вас установлены и обязанности. Общей фразой их можно описать так: исполнять предписания властей


Действующие Указы и правила можно оспорить в суде. Не могу сказать, что в зависимости от обстоятельств это не имеет перспективы. Имеет. Но весьма туманные. Власти всё делают по закону на мой взгляд. Главное. Спорить с полицией верх глупости. Не надо пытаться объяснить ППСнику с 3-мя классами образования и те на двойки, основы конституционного строя. Просто исполняйте предписания властей. Они не сложные. Не унизительные. И ИМХО законные.



Эта первая статья из цикла. Если есть вопросы, что в первую очередь описать, пишите. Я думаю следующую сделать по аренде.

П.С. В прошлой моей записи сказали, что я зря истерю и вся Москва соблюдает правила. К сожалению не только мне, но и властям показалось, что это не так и ввели дополнительные ограничения. Они бы не понадобились, если бы куча отрицателей не рассказывало вам о том, какие все правила плохие и не соответствующие угрозе (гибель нескольких процентов населения (причём не только от коронавируса, а и от других болезней на которые не будет возможности лечения), среди которой могут оказаться и ваши близкие, они считают ерундой), а просто все люди соблюдали бы простые и верные в сложившейся ситуации правила. Берегите себя и близких.

Юридическое, город, коронавирус, общество, вопросы

Previous post Next post
Up