Православие и нудизм

Aug 18, 2017 11:01

Давеча спросили, как православие относится к нудизму?



источник: http://s013.radikal.ru/

Когда малоцерковные люди рассуждают о телесной наготе, то в первую очередь вспоминают Адама и Еву. И действительно, Отцы Церкви восхищаются наготой Адама и Евы:
[Spoiler (click to open)]
"И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася». Подумай о великом блаженстве (прародителей), как они были выше всего телеснаго, как жили на земле, будто на небе, и, будучи в теле, не терпели нужд телесных: не нуждались ни в крове, ни в доме, ни в одежде, и ни в чем другом подобном. Об этом сообщило нам божественное Писание не просто и не без намерения, но для того, чтобы мы, узнав о такой их безпечальной и безболезненной жизни, и об ангельском, так сказать, состоянии, когда увидим потом, что они всего этого лишились и из великаго обилия ниспали в самую крайнюю бедность, приписывали это их безпечности. Впрочем, надобно выслушать самое чтение. Блаженный Моисей, сказав, что (прародители) «нага беста, и не стыдястася» (так как они не знали, что были наги, потому что их облекала и украшала, лучше всякой одежды, неизреченная слава)... https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16

Однако о чём говорит нам Святой Златоуст? О чём говорят многочисленные примеры юродивых и Святых, презревших телесную наготу и не боявшихся её?



Источник: http://www.ierei-korenev.ru/arhiv/pic/zoom/vasily4.jpg

О том, что Святых покрывала духовная одежда. Это могло быть, как внутреннее состояние, когда Святые не видят наготы, так и вполне зримое внешнее, как-то свет, покрывающий тело или иным способом загораживающие наготу вещи (внезапно отрастающие волосы, прикрывающие тело или реальные одежды).



Источник: http://s12.radikal.ru/

Если же говорить о современном движении натурализма т.е. нудистах, то это как правило прикрытие определённого греха. Т.е. к нудистам православная церковь относится всё-таки отрицательно. Даже не видя в самом по себе обнажённом теле чего-то нечистого, Церковь видит нечистое в сознательном желании обнажаться перед другими людьми. Но вряд ли есть что-то нечистое в мытье, супружеском обнажении и т.п. Однако сейчас всё подряд называют нудизмом. Даже то, что им не является. Семья, которая купается в уединённом, далёком от других месте без одежды - это строго говоря не нудизм. Тут нет ни философии, ни страстности, ни даже желания быть голым перед другими.

Тут интересна кстати и иконография. Часто приводят византийскую роспись в качестве примера обнажённой натуры в православии, но есть и отечественная. Довольно известна роспись церкви царевича Дмитрия в Угличе и отношение к ней. В Трапезной этого храма Петром Хлебниковым очень анатомично изображены сцены изгнания Адама и Евы из рая (1787-88 гг.) Однако позднее к фрескам пририсовали пояса, закрывающие тела наших прародителей. Это ревнительство. И вполне правомерное. Поскольку эта роспись вообще не особо канонична.



Источник: https://im0-tub-ru.yandex.net/

Обратите и внимание на сцены, где изображены бесы и святые, либо ангелы. Бесы всегда обнажены, так как они в символическом смысле "они были обнажены от всякого блага". В этом смысле обнажение - это символ нечистоты, хотя в отношении Адама и Евы или даже самого Христа на той же иконографии - это прямо противоположный символ чистоты. Т.е. важен контекст.



Источник: http://ust-kut.ru/

Публичное обнажение это обычно всё-таки позор. "И если скажешь в сердце твоем: "за что постигло меня это?" - За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои". (Иер 13:22) Платье, которое внезапно поднялось - это символ разврата и позора, хотя в современном обществе это уже и не так.




православие

Previous post Next post
Up