Интересно иногда почитать что-то о "продвинутом" англо-саксонском праве.
Согласно солическому закону и правовым концепциям Англии, женщины, выходящие замуж становились полностью бесправными. Точнее все свои права они могли реализовать исключительно через мужа.
Довольно неплохо это показано в остальных аспектах достаточно скучном фильме "Последняя дуэль" Ридли Скотта. Ни истцом, ни ответчиком, ни даже по сути жертвой, замужняя женщина быть не могла. Примерно так же обстояли дела с имуществом.
Из такого, отовсюду подчиненного положения женщины вытекало и наказание за убийство мужа. Это считалось не убийством, а "малой изменой". Не так серьезно, как государственная измена, но и не простое убийство. Наказание же заключалось в волочении живой жены лошадью с последующим сожжением. Жены. Не лошади.
Самое забавное, что не смотря на долгое господствование обычного права на Руси, вплоть до Петра Первого, который начал сближать положение женщин в России и Европе, ничего подобного у нас не было и не могло быть.
Женщины, в отличие от продвиной Англии были наследницами, хоть и после сыновей, в имуществе отца и владели гигантскими поместьями. Матери же, кстати, в отличие от отцов, могли и вовсе оставлять свои владения кому угодно, будучи полностью свободными в праве наследования. Это не в полной мере касалось крестьян. Там дочери наследовали лишь часть, и только если не были замужем. За убийство боярыни действительно был штраф вдвое ниже, чем за еë мужа. В Солической правде было наоборот. Но вот уже за убийство ремесленницы штраф такой же, как за мужа, а если речь о крестьянах и даже рабах, то штраф за женщину в несколько раз выше. Могли женщины выступать и в суде. Причем независимо от статуса замужества. Женщины активно участвовали в политической и еще более в религиозной жизни московского царства.
И я вот думаю. Весь этот западный феминизм, отчасти просто откат. Пружина сжалась слишком сильно. Но ведь и у нас феминизм, хоть и советский, со своими особенностями, очень силен. Во многом это заслуга Петра, который хоть и освободил женщин в культурном смысле из "Домостроя", но в итоге изменил их положение в правовом смысле. Из абсолютных хозяек дома он сделал их блистающими на балах. Улучшил положение знатных женщин. Да еще как, надолго посадив на трон то одну, то другую, но превратил крестьянок в по сути бесправных рабынь, подобно их западным товаркам.
Зря. Ошибочка.