Любопытное обсуждение

Nov 22, 2023 11:59

Александру Скочиленко тут сравнили с Верой Засулич. Безотносительно неуместности сравнения хотелось бы вспомнить тот интересный и показательный исторический процесс, а то многие о нём слышали, но такое ощущение, что помнят как-то избирательно. С другой стороны, если вспомнить, то можно заметить, как похожи многие исторические обстоятельства, но непохожа суть.

Между тем тот судебный процесс во многом показателен и отчасти предопределял эпоху.

И так. Кто такая Засулич?
[Spoiler (click to open)]


Дворянка из обедневшего рода с нелёгкой судьбой в детстве и юности. Вопреки всему с отличием закончила Казанский институт благородных девиц в возрасте 17 лет (обычный возраст получения образования в то время), что давало право работать учительницей. Однако занималась она мелкой канцелярской работой и увлеклась революционными кружками, которые тогда плодились повсюду и были крайне модным явлением. В возрасте 20 лет она впервые оказалась под следствием. И надо сказать сразу столкнулась с тем, что "всё, что рассказывали нам советские власти про заграницу оказалось правдой" всё, что утверждали революционеры о несправедливости власти довольно близко к истине как минимум. Просто за то, что она получила из-за границы письмо, даже не прочитав его, передала одному из членов "Общества народной расправы" год провела в тюрьме, в том числе побывала в Петропавловской крепости, а затем была отправлена в ссылку.
Это лишь утвердило её в революционных мыслях и откровенно объективному пониманию несправедливости устройства российского общества. Позже ей, не отказавшейся от революционного движений, пришлось переходить на нелегальное существование и переезжать в Питер.


Кто такой Трепов?
[Spoiler (click to open)]


Фёдор Фёдорович Трепов был внебрачным сыном одного из придворных Александра I, управляющего Павловском и Гатчиной некоего Штенгера. Дворянина, но даже не потомственного на тот момент. Недоучился в Николаевском Инженерном училище (по болезни). С 16 лет работает на мелких должностях на канцелярской службе, а в 19 лет уходит на армейскую службу. Тут он себя хорошо проявил, но более даже не как военный, а как жандарм. Впрочем участвует в боях, а именно в подавлении польских восстаний, и даже геройствует. Получает полицейские и жандармские чины. Становится жертвой покушений, где проявляет героизм и гоняет польских террористов их же оружием. В 1873 году становится петербургским градоначальником. А в роковом для себя 1877 году совершает поступок, который и послужил причиной покушения на него Засулич. Не смотря на то, что физические наказания в Российской империи были запрещены вот уже почти 15 лет, он приказал выпороть арестованного народовольца, который отказался снять перед ним шапку при посещении градоначальником дома предварительного содержания.
Тут стоит сказать пару слов об арестованном. Студент и народоволец Боголюбов был членом организационного кружка, который сумел устроить демонстрацию на площади у Казанского собора. Мирную демонстрацию стала разгонять полиция с избиениями. Начались драки. Почти все демонстранты разбежались. В итоге полиция и толпа привлечённых властью дворников и прочих мелких работников избивала даже просто случайных прохожих и вообще любых студентов, которые оказались в центре Питера. Как одному из организаторов демонстрации Боголюбову дали 15 лет каторги.
Избиение заключённого, кстати мещанина, которых пороть нельзя было даже и раньше, чем крестьян (он сын священника), вызвало бунт арестованных. Разразился скандал, который попал в газеты, хотя аж летом (инцидент был зимой). Трепов понимал, что накосячил, пытался как-то кулуарно дело замять, но даже публичных извинений в итоге не принёс, а так же избежал даже обсуждения со стороны руководства какого-либо наказания. В общем "верный пёс империи, но на старости лет зажравшийся и обнаглевший". После смерти Трепов оставил грандиозное состояние, которое взялось из ниоткуда, так как бизнеса он никогда не вёл, а даже генеральские чины миллионов накопить без взяток не дадут.


Обстоятельства дела.
[Spoiler (click to open)]После преступного поступка Трепова двадцативосьмилетняя Засулич, как кстати и многие российские люди, находилась в справедливом негодовании. Плюс революционное окружение. Засулич под личностью другого человека явилась к Трепову, записавшись на приём, и ранила его из пистолета. Была задержана присутствующими там же в кабинете чиновниками, быстро выяснилась её личность. На первый взгляд всё просто. А теперь взглянем на то, как это было расследовано.

Как проведено следствие и как выступило обвинение.
[Spoiler (click to open)]Следствие не просто не выяснило, откуда у неё взялся не дамский пистолетик, а серьёзное криминальное оружие стоимостью несколько десятков рублей, которых у неё просто не было, но даже и не попыталось выяснить. По уверениям следствия и впоследствии гособвинения она стреляла трижды. Пулевое отверстие было одно, пуля осталась в теле, а остальные пули не найдены. Мотивы Треповой по уверениям следствия были не политические, а уголовные -месть за Боголюбова. Какое отношение она имеет к Боголюбову следствие не выяснило. От ведения обвинения в суде последовательно отказались все прокуроры, так как по их убеждению -дело политическое и перспектива уголовного обвинения без политических статей бесперспективна, но министерство юстиции, планировавшее сделать дело показательным и с самым суровым приговором, их проигнорировало и в итоге дело взял маловыразительный и ничем не известный помощник окружного приговора Киссель, которого тут же справедливо назвали Кисель. Первое что он сделал - отдал своё право выбрать части присяжных -адвокату обвиняемой

Суд.
[Spoiler (click to open)]


Суд присяжных, благодаря пассивности гособвинения удалось сформировать почти полностью из представителей низшего и среднего класса, без сочувствия относящихся к высшим чиновникам государства.
Обвинение было предъявлено, как покушение на УМЫШЛЕННОЕ преступление (ст. 9 Уложения о наказаниях) и умышленным, заранее обдуманным умыслом, на убийство (ст. 1454 Уложения). Засулич грозило от 12 до 15 лет каторжных работ на рудниках. Обычно это была ссылка на Сахалин в неснимаемых, чаще всего до конца недолгой жизни каторжника, кандалах (в статьях по теме встречается срок от 15 до 20 лет, но это предусматривалось для группы лиц, что в деле Засулич по упущению следствия даже и не фигурировало).
По сути проговорив три слова об обстоятельствах, причём я рассказал как именно "доказанных" гособвинитель этим и ограничился.
Адвокат же раскрыл личность Засулич, которая была девушкой хоть и не очень красивой (более скорее от неухоженности, она за собой совсем не следила), но скромной и искренней. На суде она вела себя именно так, как просил адвокат. Скромно и честно. На прямой вопрос о признании вины она сказала, что признаёт, что стреляла в Трепова, а что с ним станет ей было безразлично. Адвокат так же сумел убедить присяжных, что она чрезвычайно нервная и непоследовательная в жизненных поступках особа, которая действует под влиянием чувства и неспособна на заранее обдуманный и спланированный поступок, а так же в том, что её мотивы носили исключительно моральный аспект, не как месть за Боголюбова, а как наказание за преступление Трепова, оставшееся безнаказанным со стороны власти. По сути восстановление справедливости.
Другими словами адвокат бил по самой плохо расследованной и оставленной в силу пассивности без внимания части гособвинения - по умыслу. Не забывая разрушить и версию о подготовке, а так же развеяв мысли о типично уголовном мотиве.
Масла подлил в огонь и председательствующий в суде выдающийся российский юрист - Кони. Он взялся разъяснить своими вопросами для присяжных СУТЬ обвинения и попросил дать их ответ на три вопроса, которые отражали обвинение по закону:
"Первый вопрос поставлен так: виновна ли Засулич в том, что, решившись отомстить градоначальнику Трепову за наказание Боголюбова и приобретя с этой целью револьвер, нанесла 24 января с обдуманным заранее намерением генерал-адъютанту Трепову рану в полости таза пулею большого калибра; второй вопрос о том, что если Засулич совершила это деяние, то имела ли она заранее обдуманное намерение лишить жизни градоначальника Трепова; и третий вопрос о том, что если Засулич имела целью лишить жизни градоначальника Трепова, то сделала ли она все, что от нее зависело, для достижения этой цели, причем смерть не последовала от обстоятельств, от Засулич не зависевших"
Каждый из этих вопросов забивал гвоздь в гроб гособвинения, вся суть которого состояла в преступном, заранее спланированном умысле из чувства мести, но совершенно не была доказана.
Естественно вердикт присяжных был: "не виновна".


Последствия.
[Spoiler (click to open)]Власти так и не наказали Трепова. Он ушёл в отставку сам.
Засулич попытались арестовать повторно, составив обвинение уже более грамотно, говоря о политическом мотиве и преступном использовании оружия, которая могла повлечь смерть человека. Но она уже к тому моменту сбежала от следствия, а впоследствии и из России. В конце жизни она была противницей террора и выступала за эволюционное развитие общества.
Власти так же попытались арестовать адвоката за то, что он якобы подорвал основы государства, хорошо сделав свою работу, но это было настолько противозаконно и абсурдно, что ничего не вышло. Не получилось его даже уволить, так как адвокатура была независима не формально, а реально.
В итоге уволили всё же министра, хотя и не сразу. Председателя суда Кони перевели с уголовных на гражданские дела. Впоследствии он уволился.
Киссель в итоге переведён в Москву. Дослужился до личного дворянства и члена Петербургской судебной палаты. Получил 1-ю степень ордена Станислава, имел 3-ю степень ордена Святого Владимира. Умер в сентябре 1918 года своей смертью в почёте и уважении.


Я бы сказал типичная даже для России история, что 150 лет назад, что сейчас. Разве что председатели судов сейчас уже не те, а от слов адвоката мало что в суде зависит. Да и от качества следствия и гособвинения. Т.е. нельзя сказать, что за 150 лет власти не сделали вывода. Но правильные ли были это выводы? Предлагаю этот вопрос и обсудить.

Юридическое, история, политика

Previous post Next post
Up