(no subject)

Jan 27, 2010 13:24

Признаться, после первого знакомства с суфиями в Пакистане, я не воспринял этих ребят всерьез. Собираются по четвергам и курят-курят-курят ... ну и о чем это? Как это связано с исламом и вообще, есть ли тут связь. Какие то упоротые олухи. Я тогда даже не поинтересовался историей суфизма ... зря это я. Суфии оказались очень интересной историей.





Желание понять и разобраться с тем, что же такое этот суфизм во мне подстегнул наш выезд в Сомали. Ислам это государственная религия Сомали вообще и Сомалиленда в частности. Религия тут важную роль, гражданское право основано на законах шариата, да и вообще Сомалиленд - единственная, кроме Саудии, страна в мир имеющая шахаду на флаге. Аспект важный и если уж мы делаем какую то историю про С-ленд, то никак не отразить религиозные моменты было бы неправильно. Но от идеи посетить мечеть нас отговаривали все. Отговаривали настойчиво, упрашивали и не принимали сравнений с другими исламскими странами, где к посещению мечети и беседе с имамом, относятся с благосклонностью.

- У нас не то что в Йемене, нет, не сравнивайте, не сравнивайте и с другими странами Ближнего Востока. Здесь имамы нетерпимы к иноверцам. Имам вас не примет, а без его разрешения заходить в мечеть просто опасно для вас - говорил нам Саид.
Ему вторили Абди, владелец отеля в Харгейсе, где мы останавливались, Сомалилендский парламентарий, с которым нам посчастливилось познакомиться и многие, многие люди в городе.

Странное дело, ну как так?! Я посетил много, если не большинство исламских стран мира и нигде небыло такого! Никогда, никто не умолял меня держатся подальше от мечетей.

Ситуация немного прояснилась после разговора с местным парламентарием (он прекрасно говорил по-русски, кстати). Так вот, все эти радикальные исламисты появились в С-ленде сравнительно недавно. А вообще то, на территории Сомали, на протяжении веков, преобладали суфии. Харгейса - нынешняя столица Сомалиленда была основана суфийским шейхом (если не ошибаюсь шейхом Мадаром).
Суфии преобладали также в Судане, Ливии и еще много где в Африке. До сих пор в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии - глава тиджаниитов. Распространение суфизма было колоссальным, каким то просто удивительным. На территории от нынешнего Узбекистана по всей Средней Азии, и аж до Бангладеш, не говоря о Персии, Аравии и Ближнем Востоке суфийские тарикаты (братства или ордена) играли и продолжают играть значимую роль.

Суфийские сообщества традиционно отличались умеренностью и аполитичностью. Но в 80-х в Сомали появились салафиты (они же ваххабиты). Ваххабиты не признают многих ценностей исповедуемых суфиями и основу этого конфликта заложил лично  Мухаммад ибн-Абд-Аль-Ваххаб  - основатель салафитской секты. Он отрицал суфизм и считал адовой ересью такие практики суфизма, как паломничество к гробницам шейхов, религиозные нововведения и учения посредничества между Богом и людьми и прочее.
Вобщем, прижимать стали суфиев. Все больше сомалийцев отправлялись получать религиозное образование в Саудию, вместо традиционных школ в Хараре (Эфиопия) или Судане. Все меньше последователей оставалось у суфийских шейхов. В итоге сейчас есть то, что есть.

В Южном Сомали радикалы из группировки Аль Шабаб разрушают могилы мусульманских святых, в ответ суфии вооружаются и противостоят им с оружием в руках.
В Сомалиленде, открытого противостояния нет, но суфийская община как то «маргинализаируется», что ли. Наши знакомые из местных рассказывали, что еще несколько лет назад «пения» суфиев были слышны по вечерам, а в последнее время как то совсем тихо. Влияние суфиев снижается, их остается все меньше.
На зикре,  куда нас пригласили народу было совсем немного ... зато атмосфера! Пожевываешь кат, запиваешь сладким чаем, общаешься на разные темы. Все спокойно, расслабленно, как заметил yussouf  «...можно сидеть бесконечно ... знал бы слова - пел бы гимны тоже..»























Сомалиленд

Previous post Next post
Up