Click to view
США, Вашингтон, станция метро. Холодное январское утро.
Вот уже около 45 минут неизвестный скрипач играет одно за другим шесть произведений Баха. За это время мимо него по станции успели пройти около двух тысяч человек. Большинство из этих людей спешили на работу. Спустя ещё три минуты какой-то мужчина, наконец, заметил музыканта. Он замедлил шаг, приостановился на несколько мгновений и снова побежал по своим делам.
4 минуты спустя:
Скрипач заработал свой первый доллар: какая-то женщина, не останавливаясь, бросила доллар в лежащую на земле шляпу музыканта, и пошла своей дорогой.
Через 6 минут:
Какой-то молодой человек остановился послушать, прислонившись к стене. Через некоторое время он взглянул на часы и отправился дальше.
Через 10 минут:
Посмотреть на музыканта остановился маленький мальчик трёх лет, но его мама в спешке потащила ребёнка за собой. Малыш снова обернулся посмотреть на скрипача, но мама резко подтолкнула его, и мальчик пошёл дальше, то и дело оглядываясь на музыканта. Так же себя вели и некоторые другие дети. Но все родители без исключения заставляли их поскорее проходить мимо.
Через 45 минут:
Музыкант всё играл. За это время только шесть человек ненадолго остановились послушать его. И ещё около двадцати дали ему денег, но не замедлили шага. Он заработал 32 доллара.
Через 1 час:
Скрипач перестал играть, и вокруг воцарилась тишина. Никто не обратил внимания. Не было аплодисментов, не было признания…
Никто не знал, что скрипачом был Джошуа Белл, один из величайших музыкантов в мире. Он исполнял одно из глубочайших и сложнейших произведений, когда-либо существовавших на свете. Он играл на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов. Двумя днями ранее Джошуа Белл собрал аншлаг в Бостоне. Каждый билет на его концерт стоил в среднем 100 долларов.
Эта история происходила в действительности. Выступление Джошуа Белла инкогнито на станции метро было организовано газетой Вашингтон Пост как часть социологического исследования, посвящённого восприятию, вкусам и приоритетам людей. Социологов интересовали несколько вопросов. Можем ли мы воспринять красоту в обычном окружении и в неурочный час? Или мы перестаём восхищаться ею? Можем ли мы распознать талант в нетипичной ситуации?
Возможно, это исследование заставит нас задуматься: Если мы не находим свободной минуты, чтобы остановиться и послушать, как один из лучших музыкантов в мире исполняет величайшие из написанных произведений на самом красивом из музыкальных инструментов... чего ещё нам не хватает на самом деле?