Запятых не было! О русском языке (пунктуации) и восприятии

Dec 06, 2023 09:37


Тяжело с высоты разглядеть каплю воды на земле, также
порой что-то простое бывает трудно понять...

В школе (детстве и подростковом возрасте), как правило, у многих есть проблемы с пунктуацией.
С чем это связано, - можно разбираться долго. Я для себя сделал такой вывод недавно (после долгих раздумий): раннее сознание (детское) стремится к непрерывному или неразделённому, целостному восприятию мира - событий окружающей действительности, школа же и уроки русского языка уже предлагают порционность - делить восприятие физического мира на отрезки, фрагменты, события и т.д. В школе раньше о дискретности и непрерывности в начальных классах не рассказывали (сейчас, наверное, тоже не рассказывают), а самому трудно додуматься, что пунктуация языка отражает физические и логические (математические) процессы. Без запятых письменный текст немыслим.
Однако так было не всегда: знаки препинания, как гласят разные источники, появились на Руси только в конце XV века. До этого как-то обходились без пунктуации. Можно предположить, что и сознание было немножко иным.
Трудно в юном возрасте сразу понять и усвоить, что необходимо видимые процессы делить на действия, описывать эти действия глаголами, а на письме делить запятыми, но всё-таки это приходит. Хотя в общем об этом рассказывается в учебниках, но о чёткой связи с физикой процессов и сознанием в правилах русского языка, конечно, ничего нет. То есть, зачем это нужно объясняют, объясняют и как это работает в логических аспектах, но вот, куда уходят корни появления пунктуации, - явных объяснений нет. А уходят, они, похоже, в раннюю философию.
Итак: непрерывность восприятия, затем порционность, в итоге запятые на письме.
- Но откуда порционность, если весь мир един и связан?! - спросит философ.
Оказывается, взрослому сознанию она необходима. Это похоже на механизм защиты от перегрузок для мозга, а также необходимость упорядочить события линейно и т.д. Рассуждение, наверное, можно продолжать очень долго. То, что физика видимого мира и письмо связаны, всё равно явно нигде не говорится.
Но как же быть с формальной логикой в языке и запятыми?!
На полиномах, которые присутствуют в речи и письме, останавливаться не будем - это все эти цепочки и/или (конъюнкции/дизъюнкции) в большом количестве в нагруженных предложениях. И тут тоже вырастает здравое объяснение появлению запятых на письме.  Всё это достаточно очевидно. Но интересны случаи на письме сложнее. Интересны в том смысле, как для них найти связь с физикой или формальной логикой?!

У меня нашёлся такой (элементарный) пример: когда я пойду на поезд, возьму в кассе билет.
Как объяснить тут запятую физикой и логикой. Оказывается, если вместо "когда" поставить "если", то получим чистую импликацию. Но она закрыта для восприятия: вместо "если" стоит "когда". Чистая формальная (математическая) импликация ускользает, но мы ещё в состоянии её восстановить, подставив нужное слово, однако для это надо хотя бы знать о существовании мат.логики, а в школе - напомню - её не проходят.

Кто же всё-таки такой умный додумался в древние времена делить линию событий физического мира на письме на отрезки?
Википедия кивает на греческих грамматиков.

Post scriptum:
Но всё-таки жили же без запятых долго.
А ведь проблемы с ними - это двойка в школе, простая работа (пугают же всегда работой дворником) в последствии и прочие горести родителей и (взрослых) детей.
Стоят ли запятые слезинки ребёнка?! :)
Какое такое сознание решило этими запятыми обособиться (подозреваю неявную связь с ранней китайской философией, даосизм) от целого  мира?! :)

Кажется, то, о чем я пишу, уж очень просто и банально, но мы помним, что
философия не любит утверждений без достаточных оснований, а история языка часто показывает, что правила преподносились без достаточных оснований (вернее, без их объяснения), при помощи твердых схем математического типа, тогда как описываемая языком физическая и умозрительная реальность часто несколько отстранялась от структуры, математики и жёсткой схемы. Рассматривая через призму философии некоторые примеры предложений русского языка, я могу сказать, что не всегда могу провести границу, например, между "сравнением" и "уподоблением". Язык иногда отражает что-то достаточно размытое, но правила пунктуации всё же достаточно жёсткие. Хотя с другой стороны на помощь приходит та же "философия языка", позволяющая нам авторские запятые.

пунктуация, физика, философия, русский язык, логика

Previous post Next post
Up