Бывший мэр Тольятти Сергей Андреев и Владимир Обухов
В последние годы вокруг личности Владимира Обухова много скандалов. Его заявления о неоднократных покушениях, рейдерских захватах собственности и бизнеса, угрозах и попытках вербовки иностранными спецслужбами будоражили общественность. Но... Постоянно возникал вопрос: почему такой "экстравагантный кипиш" существует вокруг, в общем-то, не столь крупного бизнесмена, не слишком-то "приближенного к власти" политика (успехи "Гражданской платформы" в Самарской области пока не впечатляют)? Кому он вообще нужен? И самое главное - ради чего Обухову могут устраивать все эти, мягко выражаясь, "неприятности"? Ради каких-то мелких активов?
Потому мы решили "развести" Владимира на откровенный разговор и... получили СЕНСАЦИОННОЕ ПРИЗНАНИЕ (первую часть которого мы и публикуем сегодня).
СПРАВКА № 1: Владимир Владимирович Обухов родился 12 ноября 1969 года в селе Кинель-Черкассы Самарской области. Его отец, Владимир Дмитриевич Обухов, кстати, был первым руководителем Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского р-на, который был образован в 1992 г. В 1993 г. Обухов-младший закончил инженерный факультет сельхозакадемии (СамГАУ, СГСХА). Вернувшись в родное село, Обухов занял пост председателя Комитета по делам молодежи администрации Кинель-Черкасского р-на. В 1995-1997 гг. Владимир Обухов был директором Кинель-Черкасской мебельной фабрики. В 1997-2000 гг. занимал должность ведущего экономиста отдела бюджетных ссуд и заимствований Департамента финансов администрации Самарской обл. В 2000-2003 гг. возглавлял ЗАО «КК «Вектор эффективности» (Самара), а в 2003-2005 гг. ЗАО «Региональный Оренбургский Регистратор» (Оренбург). С 2005 по 2016 г. Владимир Обухов был директором Самарского филиала АО «Регистраторское общество «СТАТУС». В 1996-1998 гг. он был председателем Совета Кинель-Черкасского районного отделения движения «Наш дом - Россия». В 2014 г. стал членом СРО ООО «Деловая Россия», а в 2015 г. оказался председателем его совета. В 2013 г. Владимир Обухов вошел в состав Гражданского комитета СРО партии «Гражданская платформа» (ГП), а в 2016 г. занял пост секретаря Регионального политического комитета ГП.
Вопрос: Владимир, я хотел бы начать наш разговор вот с чего. 28.04.2017 газета "Коммерсантъ" вышла с таким сообщением: "Генеральный директор регистраторского общества «Статус» Михаил Недельский сообщил, что в компании намерены дать оценку заявлениям экс-руководителя самарского филиала регистратора Владимира Обухова. Последний... раскритиковал деятельность федерального руководства «Статуса», которое якобы не способно обеспечить безопасность ведения реестров компаний. «Генеральный директор „Статуса“, Недельский Михаил Николаевич, не справляется со своими обязанностями. Если акционеры в ближайшее время не примут кадровых решений, то они потеряют бизнес. Кроме того, есть основания считать, что директор не способен обеспечить безопасность ведения реестров компаний. На это необходимо обратить внимание руководству ГК „Ростехнологии“, так как собственность оборонных предприятий не защищена», - сказал Владимир Обухов.
Поясните, пожалуйста, для наших читателей: что это вообще такое - регистратор и какое отношение он имеет к собственности компаний?
Ответ: Существует такая разновидность компаний - акционерные общества. Как правило, это довольно крупные и привлекательные компании, а также все компании с государственным участием, которые создавались в процессе приватизации. Если, скажем, учёт владельцев в обществах с ограниченной ответственностью ведет налоговая инспекция, а сделки с долями оформляются через нотариуса, то в акционерных обществах всё иначе: его владельцы учитываются в реестре акционеров, который имеют право вести только специализированные организации, имеющие лицензию. Эти организации и есть регистраторы. Все сделки с акциями совершаются только через них, и они несут ответственность за «чистоту» этих сделок. Акционерное общество может передать свой реестр только одному регистратору - правда, может потом сменить регистратора, если захочет - а регистратор ведет реестры многих обществ. Понятно, что регистратор играет особую роль с точки зрения защиты права собственности владельцев бизнеса, и его надежность очень важна. Когда кто-то пытается осуществить захват чужого бизнеса, это, как правило, практически невозможно сделать без подкупа сотрудников регистратора или давления на них.
Что касается цитаты из статьи «Коммерсанта», то я такого не говорил. На мой взгляд, за этой публикацией стоит Алексей Свиридов, который в то время был советником зампреда Центробанка, и хотел возглавить регистраторское общество «Статус», что ему впоследствии и удалось сделать. На мой взгляд, Свиридов был довольно тесно связан с Хасисом, бывшим первым заместителем председателя правления Сбербанка, а «Статус» - регистратор Сбербанка. Соответственно, Хасис продвигал Свиридова на эту должность. Сейчас, как известно, Хасис покинул Россию в связи с началом спецоперации, находится в США и призывает российских бизнесменов и топ-менеджеров поддержать санкции США и их союзников против России. С 1996 по 2011 год Хасис работал в структурах «Альфа-Групп», принадлежащих Фридману, который в настоящее время обратился к властям Украины с просьбой о получении украинского гражданства. А Свиридов, ставленник Хасиса, возглавляет «РТ-Регистратор» - регистратор «Ростеха», который в настоящее время ведет реестры всех оборонных предприятий России. По-моему, это довольно спорная ситуация с точки зрения безопасности нашего государства.
Я проработал в регистраторе «Статус» в должности директора Самарского филиала более десяти лет, кроме того, работал директором регистратора ЗАО «РеОР», который вел реестр «Тольяттиазот».
Вопрос: Насколько я понимаю, ваши проблемы связанны именно с работой в этом регистраторе?
Ответ: Да, совершенно верно. У меня самого вызывало удивление несоответствие масштабов моего влияния и бизнеса, с одной стороны, и ресурсов, затраченных на лишение меня жизни, собственности, создание проблем в осуществлении предпринимательской деятельности, с другой стороны. Но если исходить из предположения, что все эти события связаны с «Тольяттиазотом», то всё сразу встает на свои места.
Вопрос: Поподробнее можно об этом?
Ответ: В конце 2003 года тогдашний председатель Самарского регионального отделения ФКЦБ России Кожевников С.А. и его заместитель Свиридов А.В. предложили мне стать директором регистратора ЗАО «РеОР», находящегося в Оренбурге. Решение о назначении принял Королёв Евгений Анатольевич, тогдашний руководитель ОАО «Волгоцеммаш», который отвечал за корпоративное управление в группе компаний «Тольяттиазот».
29.12.2003 я вместе со Свиридовым А.В. отправился в Оренбург и при поддержке Оренбургского отделения ФКЦБ Инякина Михаила Юрьевича взял под контроль ЗАО «РеОР». Но вот с этого момента у меня стали возникать многочисленные проблемы: ограбили квартиру; неоднократные вызовы в милицию по каким-то заявлениям; наезды оренбургских бандитов, в том числе подкладывание взрывпакетов; за мной вели наружное наблюдение, в том числе около моего дома в Самаре постоянно находилась машина с оренбургскими номерами. Кажется, смешно, но...
В конце марта 2005 года директор консалтинговой фирмы Татьяна Яцук, впоследствии сменившая Инякина на посту руководителя Оренбургского отделения ФКЦБ, попросила меня встретиться с Романом и Ольгой из Москвы. Роман и Ольга при встрече не представились, а сразу потребовали от меня выполнить какие-то обязательства, которые я якобы на себя взял. Речь шла о том, чтобы переписать акции ОАО «Тольяттиазот», принадлежащие Махлаю, на другое лицо, то есть похитить их. Я сразу отказался и заявил, что за такие вещи не только наступает уголовная ответственность, но могут и убить. Роман ответил, что иначе меня могут убить те, кого он представляет. Я отказался дальше общаться и ушёл.
В конце апреля 2005 года мне позвонил заместитель губернатора Оренбургской области Кононов Михаил Федорович и пригласил к себе в рабочий кабинет, сказав, что меня рекомендовали ему как компетентного специалиста в сфере корпоративного права. При нашей встрече присутствовал Мелюхов Олег Федорович, топ-менеджер УГМК, который просил меня приехать к нему в Екатеринбург. Когда я туда приехал, меня увезли за город в какое-то бетонное строение. Через час подъехал Мелюхов, который потребовал того же, чего ранее требовал Роман из Москвы - переписать акции ОАО «ТоАз», принадлежащие Махлаю, на другое лицо. Я отказался. Вскоре у меня зазвонил телефон, и Мелюхов велел ответить на звонок. Звонила моя жена, она сообщила, что похитили нашу племянницу, Обухову Юлию Алексеевну. Мелюхов сказал, что у меня нет выбора, я должен выполнить их требования. Тогда я сделал вид, что согласен сотрудничать с ними, и заявил, что мне нужно решение суда о передаче реестра регистратору, подконтрольному УГМК, и что сделка должна оформляться в здании регистратора, иначе она не продержится и месяца. Кроме того, мне пришлось сделать вид, что им удалось меня подкупить, иначе бы меня не выпустили: я сказал, что мне нужны 1,5 миллиона долларов, чтобы спрятаться вместе с семьёй. Мелюхов отпустил меня, предупредив насчёт последствий обмана. Вернувшись в Самару, я тут же отправился в Тольятти к Королёву Е.А. и всё ему рассказал, написал заявление об уходе с поста директора регистратора ЗАО «РеОР» и оформил нотариально заверенное заявление, что я не регистрировал какие-либо сделки с акциями ОАО «Тольяттиазот» и, тем более, не получал никаких денег.
На тот момент мне была не известна подоплека событий, и до 2012 года никаких покушений на мою жизнь не было. Но в 2017 году я встретился с тем самым Романом Б. из Москвы. Он рассказал, что в 2003 году люди Вексельберга предложили ему участвовать в скупке акций ОАО «Тольяттиазот». Бюджет этого проекта составил 80 млн. долларов, из них 50 млн предназначались для скупки 10% акций ОАО «Тольяттиазот», а 30 млн. на сопроводительные мероприятия. Роман спросил меня, передавал ли мне Кожевников какие-либо деньги для организации перевод акций с Махлая на другое лицо. Я ответил, что ничего подобного не было. С этого момента мне всё стало ясно. По-видимому, некие лица, связанные с Кожевниковым и Свиридовым, взяли деньги у людей Вексельберга, заверив, что операции в реестре ОАО «Тольяттиазот» будут проведены, и присвоили их, ни о чём меня не предупредив, поскольку понимали, что ни один здравомыслящий человек никогда не согласится на такую аферу, и я бы ни при каких обстоятельствах на это не пошёл. Таким образом, организаторы скупки были обмануты, и начался поиск виновных.
Учитывая, что за такой обман могут убить, эти лица были кровно заинтересованы в том, чтобы создать впечатление, что это я взял деньги и не выполнил обязательства. С этой целью они помогли мне за 5-6 лет заработать значительные суммы, предлагая мне участие в выгодных бизнес-проектах. После этого их задачей стало украсть у меня эти деньги, мотивируя тем, что это якобы те самые деньги, которые они мне дали за проведение операций в реестре ОАО «Тольяттиазот», а я якобы их взял и не выполнил обязательства, то есть кинул уважаемых людей, что по бандитским понятиям даёт всем право убивать меня и отнимать имущество. Этим объясняется в том числе и ситуация с ООО «Созидатель», и другие случаи, когда я предлагал купить у меня имущество за приемлемую цену, но его предпочитали отнимать либо похищать с использованием поддельных документов. Все эти действия предпринимаются для поддержания легенды, отводящей подозрения в обмане от лиц, связанных с Кожевниковым и Свиридовым, и переводящей их на меня.
Обратите внимание, что в этой ситуации с одной стороны находился гражданин США Сергей Махлай, постоянно проживающий в этой стране, а с другой стороны - Виктор Вексельберг, которого, по слухам, в настоящее время власти Великобритании также заставляют принять гражданство Украины, как и Фридмана. Вексельберг и Фридман - давние партнеры по нефтяному бизнесу в Тюмени, вместе с британской компанией «Бритиш Петролеум». И я, «маленький человек», которого пытались использовать вслепую, обманывая и запугивая, таким образом, оказался в поле зрения иностранных спецслужб. Это было практически неизбежно. С этими обстоятельствами, на мой взгляд, и связаны попытки моей вербовки, о которых я расскажу в следующем интервью.
СПРАВКА № 2. Кожевников Сергей Анатольевич
1999 - 2004: руководитель Самарского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Самарское РО ФКЦБ России)
2004 - 2013: руководитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (РО ФСФР России в ЮВР)
2013-2014: руководитель межрегионального управления службы ЦБ РФ по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе
2014-2015: руководитель управления службы ЦБ РФ по финансовым рынкам в Республике Крым
2016-2018: член совета директоров АО АКБ «Газбанк» г. Самара
с 2021 работает в структурах Службы финансового уполномоченного при ЦБ РФ.
СПРАВКА № 3. Свиридов Алексей Викторович
1997 - 2001: помощник директора департамента финансов администрации Самарской области
2001-2012: заместитель руководителя регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе
2012 - 2014: руководитель Самарского филиала АО «Сбербанк-Лизинг»
2014 - 2017: советник первого зампреда Банка России Владимира Чистюхина
2017 - 2018 - генеральный директор АО «Регистраторское общество «Статус»
С 2018 года - генеральный директор АО «РТ-Регистратор» (регистратор Ростеха)
С 2021 года член Совета директоров АО "Кошелев-банк".
На фото Кожевников
На фото Свиридов
В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ...