С 27 ноября по 20 декабря 2020 года в Самарском художественном музее работала выставка, на которой выставлялся оригинал картины "Черный квадрат" Казимира Малевича.
Картину привезли в Самару из Санкт-Петербурга по программе "Дни Эрмитажа" в Самарской области в рамках соглашения между Эрмитажем и регионом, подписанным губернатором Дмитрий Азаров и генеральным директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
Как
рассказал Пиотровский, открывая выставку, "Черный квадрат", это как раз та работа, которая нуждается в выставке одной картины.
- "Черный квадрат" Малевича нужно просто смотреть, смотреть очень долго. Это как раз та работа, которая нуждается в выставке одной картины. Это большое художественное размышление о смысле жизни. Это картина, которая заставляет думать, - сказал Пиотровский.
Я не искусствовед. Потому не могу однозначно ничего утверждать. Но, как "бунтующий криминолог", хотел бы высказать некоторую озабоченность и настороженность..
Существует несколько вариантов «Черного квадрата». Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй - в Русском музее в Петербурге. Доставшаяся Эрмитажу картина - это четвертый по счету «Черный квадрат» Малевича.
Вот что говорится в Википедии о шедевре, который привезли в Самару: "Четвёртый вариант мог быть написан в 1932 году, его размер 53,5 на 53,5 см. Он стал известен значительно позднее, в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не названным, и известным только Инкомбанку, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов». По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха". (Источники информации: Газ."Известия", 13 апреля 2005 г., С. 14; «Родина в квадрате. В России есть вещи, которые не продаются», «Российская газета»: «В январе прошлого года Financial Times опубликовала статью, посвящённую коллекции картин обанкротившегося Инкомбанка.»; Андреева Е. Ю.. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. - СПб.: «Арка», 2010. - С. 26).
Уже настораживает несколько деталей.
Во-первых, неизвестный человек, взявший кредит под залог. Годы то 90-е...
Во-вторых- банк, накануне краха, всегда пытается провернуть какие то схемы, чтобы потом оправдать невозвратные кредиты. И, в третьих, участие в последующей истории олигарха и пиар вокруг всего... Согласитесь, что если потом выяснилось, что это подделка, то не в интересах олигарха распространяться о том, что его кинули. Уж лучше, действительно, подарить картину и сделать пиар.. Развивать тему не буду.
А вот уже
информация из самарской прессы ("Самарская газета" от 04.08.2018):
На телеканале «Культура» показали фильм о выставке работ Малевича, на которой устроители решили собрать вместе все авторские варианты знаменитой картины, начиная с самой первой, датируемой 1915 годом. К их удивлению, Эрмитаж заявил, что и в его коллекции появилось такое полотно, причем на нем стоит дата - 1913 год. То есть это, скорее всего, написанный по первому озарению автора шедевр. И получил его Эрмитаж из Самары.
Искусствоведы подняли настоящую дискуссию. Есть ли вероятность того, что это подделка? Откуда картина появилась в Самаре?
Оказалось, что картину купил у обанкротившегося «Инкомбанка» член попечительского совета при Эрмитаже миллиардер Владимир Потанин и подарил ее музею. Известный искусствовед Георгий Никич свидетельствует:
- В 1993 году в кабинете генерального директора московских международных ярмарок «АРТМИФ» раздался звонок. Девушка, представившаяся секретарем главы самарского отделения «Инкомбанка», сказала, что банку предложили купить несколько икон и картину какого-то художника, сейчас она посмотрит на фамилию… а, вот, художник Малевич, произведение называется «Черный квадрат». Поскольку была включена громкая связь, все, находившиеся в комнате, засмеялись. На всякий случай мы попросили прислать фотографии. Через некоторое время из Самары пришло несколько маленьких сиренево-зеленых фотографий икон. «Инцидент» казался исчерпанным…
Однако через неделю в приемной «АРТ-МИФА» вновь раздался звонок. На сей раз звонил глава самарского отделения «Инкомбанка» господин Лейко. Он настойчиво просил искусствоведов приехать и довольно правдоподобно описал некую боковую ветвь семьи Малевича, представители которой живут в Самаре. Рассказ показался удивительным, но убедительным. И москвичи выехали в Самару.
Еще удивительнее им показалось само явление картины на свет божий. При встрече руководитель самарского отделения банка сказал, что у него есть договоренность с парнем, который позвонил в банк и предложил положить к ним на хранение картину Малевича. И он должен принести ее буквально через час. Но время шло, а парня все не было. Наконец, когда гости из столицы начали нервничать и подозревать, что вся эта история - миф, под стать самому Малевичу, который считается великим мистификатором в искусстве, и вправду появился молодой человек лет двадцати с небольшим, в спортивном костюме, кепочке и с большой спортивной сумкой. Свое опоздание он объяснил тем, что хотел купить какую-то леску и по дороге зашел в универмаг, постоял в очереди… После чего расстегнул молнию сумки и вытащил завернутый в тряпочку «Черный квадрат». Видимо, о стоимости этой показавшейся ему невзрачной картины парень и не догадывался.
Господин Лейко сумел убедить парня оставить работу на хранение в «Инкомбанке». А потом через него убедить родственников Малевича продать банку картину. Им, впрочем, было не до отказов. Пронюхав о дорогом шедевре, на них начали охотиться самарские бандиты. Георгий Никич продолжает:
- В следующий раз мы приехали в Самару через несколько месяцев. Процедура покупки «Черного квадрата» уже состоялась. Кажется, ее оформили как беспроцентную ссуду в размере 250 000 долларов. Кроме «Квадрата» родственники предложили банку еще две поздние живописные работы Малевича, которые были куплены за очень небольшие деньги - что-то около 10 000 долларов.
В 1995 году самарский «Черный квадрат» поехал в Бонн на знаменитую выставку «Европа - Европа». Именно тогда была обнародована страховая цена вещи - 3 миллиона марок.
Президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра, занимавшийся после банкротства «Инкомбанка» ликвидацией его активов, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Черного квадрата». И если бы картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 миллионов долларов".
По договорённости с правительством России «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был
приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж.
"Самарская газета" (от 12.08.2018) продолжила
расследование: в Самаре ".. в эвакуации находились его жена и дочь, здесь жили родственники его родной сестры, здесь и поныне проживают потомки его супруги, Натальи Андреевны Манченко. Наконец, за последние пару десятилетий именно Самара явила искусствоведам несколько дотоле неизвестных его произведений. В том числе и предположительно самый первый, написанный в 1913 году вариант «Черного квадрата».
Сейчас общепризнанным фактом стало то, что четвертый вариант «Черного квадрата» Казимира Малевича был предъявлен публике именно в Самаре. Как же он попал в наш город? Однажды, собрав самарских художников после открытия выставки городского пейзажа в Детской картинной галерее, ее директор Нина Иевлева рассказала интересную историю. Оказывается, в 90-е годы к ней обратилась мама одной из ее учениц с просьбой проконсультировать по поводу доставшихся по наследству картин. Когда Нина Васильевна увидела «Черный квадрат», то сразу почувствовала огромную творческую энергетику, которая от него исходила. Она с первой минуты не сомневалась, что перед ней - подлинник, написанный самим Малевичем. Другая картина - автопортрет Казимира Севериновича - ее полностью в этом убедила. Полотно было немного незавершенным, да и находилось в довольно плачевном состоянии. Но никаких сомнений - это рука самого художника!
Посетительница пожаловалась, что с этими работами она обращалась в центральные российские музеи, но никто не поверил, что это подлинники. Тогда семья пришла в Самарский городской отдел культуры. После этого кто-то из журналистов без разрешения семьи опубликовал небольшую заметку о возможном сокровище. И назвал при этом конкретные фамилии. С тех пор наследников стали преследовать злоумышленники. Люди не знали, как обезопасить свое достояние, да и себя самих.
Желая помочь обратившейся к ней женщине, Нина Васильевна отправилась на прием к бывшему в то время главой города Олегу Сысуеву. И тот договорился со спецслужбами принять на время роковое наследство. Затем, когда слух о предполагаемых шедеврах дошел до интересовавшегося искусством руководителя самарского филиала «Инкомбанка» Игоря Лейко, картины перекочевали в хранилище банка.
На вопрос Нины Васильевны, где самарцы взяли картины и рисунки Малевича, ей ответили просто: в чулане умершей тети. Кто же была эта необыкновенная тетя? Наталья Манченко. Третья и последняя жена художника, которая жила с его дочерью Уной в Куйбышеве во время Великой Отечественной войны.
У Малевича было три спутницы жизни. В 1899 году он женился на дочери лекаря Казимире Зглейц. В 1901-м у супругов родился сын Анатолий (умер в 1915 году от тифа), в 1905-м - дочь Галина. В 1909 году брак Малевича, всецело отдававшегося искусству, развалился. Жена уехала из Москвы, где он занимался в студии известного художника Федора Рерберга, в село Мещерское. Муж никак не отреагировал. И терпению женщины пришел конец. Оставив детей на попечение Михаила Рафаловича - заведующего хозяйством психиатрической больницы, в которой она работала фельдшером, Казимира отбыла на Украину.
Через некоторое время Малевич близко сошелся с Софьей Рафалович, дочерью этого доброго медика, которая помогала отцу заботиться о брошенных матерью детях.
Софья и Казимир жили в гражданском браке. Его дети Толя и Галя иногда жили вместе со своей матерью, иногда в доме отца, где за ними присматривала младшая сестра художника, Виктория. Казимир занимался искусством, а Софья была его преданной и понимающей женой. В 1920 году у них родилась дочь Уна. А через пять лет Софья Рафалович умерла от скоротечной чахотки.
В 1925 году судьба сводит Казимира Севериновича с Натальей Андреевной Манченко, которая была моложе художника на два десятка лет. В 1927-м она официально становится его женой. Наталья Андреевна стала второй матерью для Уны и преданно ухаживала за мэтром, когда тот тяжело заболел.
15 мая 1935 года Малевича не стало. Жена полностью выполняет его распоряжение насчет похорон. Они превращены в супрематический спектакль. Гроб в виде аэроплана. Похороны праха под любимым дубом в имении второй жены - Немчиновке. Есть воспоминания, что перед процессией вместо иконы несли картину «Черный квадрат». Видимо, ее после похорон мужа и сохранила верная жена как память.
Многие критики называли Малевича анархистом и утверждали, что его картина - «это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». Художник заявил, что, написав эту картину, он полностью завершил развитие мировой живописи".
Загадочная история. Возможно, я многого не знаю и несправедливо иронизирую. Ну чего в жизни не бывает.. Тогда вы хоть интересную историю прочли. Хотя, думаю, продолжение еще впереди.. Уж больно банкротство Инкомбанка овеяно тайнами и сюрпризами.
P.S. История находки очередной картины Малевича в Белоруссии:
- Это была дневная смена, 1994 год. И пограничники принесли - не к нам в кабинет, а в помещение таможни - достаточно много предметов, найденных в поезде, следовавшем из России в Германию: миниатюры Айвазовского, Боголюбова, иконы, бинокль, курительная трубка, часы, все в основном XIX - начала XX века. Потом кинули небрежно поверху фанерку: "Ну вот еще какая-то тут ерунда. Мы хотели выкинуть, но потом подумали: раз она была спрятана, значит, имеет какую-то ценность". Я сразу ахнула: видно было, что это школа Малевича, его профессиональный и стилистический почерк", -
рассказывает Загидулина.
Гражданку, собиравшую в России художественные ценности, до западной границы "вели" заинтересованные ее активностью спецслужбы. На границе убедились, что декларировать вывозимое женщина не собирается, вскрыли тайники. Гражданка была осуждена, через некоторое время помилована, уехала на Запад. Ее след еще обнаружится - через 20 с лишним лет.
"Человек с лопатой" писан маслом на фанере, размеры картинки - 36,5 на 26,5 сантиметров.
"Сначала мы описали ее как "круг Малевича". Сейчас под экспонатом значится вот так: "Малевич?" - показывает Марина Загидулина.
Петербургский коллекционер живописи Андрей Васильев, который изучал творчество Малевича, называет перечисленные белорусами аргументы отговорками.
По мнению Андрея Васильева, гродненский "Человек с лопатой" - "сознательно состаренная современная продукция "в стиле Малевича", которая вывозилась на Запад для продажи на мелком аукционе.
Признаком намеренной "состаренности", по словам эксперта, может служить та самая дощечка, на которую нанесен рисунок: дощечка наверняка старая, и при экспертизе ей надлежит "подсказать" исследователям время выполнения работы. Андрей Васильев обращает внимание и на время обнаружения картины: в 90-е годы, по его словам, с территории распадающегося СССР массово шли на Запад подделки.
Мошенники уловили тогда и возросший за рубежом спрос на "русские ценности", и обусловленное нестабильностью перестройки предложение: обедневшие художники, копировальщики наскоро создавали "шедевры" для готовых выехать на Запад искателей стабильности и благополучия.
"Европейские дураки покупают такие картинки за несколько тысяч евро в надежде на эксклюзивную находку. А отчаявшись доказать авторство Малевича, просто вешают ее на стенку, как декоративное пятно", - написал нам Андрей Васильев, подчеркнув: "Человека с лопатой" он оценил только по фотографии.
Click to view
Фото- "Комсомолькая правда в Самаре"