Легендарные люди Самары. Дядя Коля

Sep 10, 2020 20:41

28 августа 1998 года в своей квартире был жестоко убит Николай Михайлович Магомедов. Профессор и заведующий кафедрой педагогики и психологии Самарского государственного университета. Самару потрясло зверское преступление: Магомедову было нанесено восемь ножевых ранений. Правоохранители обнаружили в квартире труп известного педагога, а также следы ожесточенной борьбы и полный разгром.




Николай Михайлович был моим учителем... Он у меня преподавал педагогику. В начале 90-х на последних курсах Госуниверситета у меня вообще сложилась парадоксальная ситуация: я не любил предмет педагогику, совершенно не готовился к занятиям и экзаменам, но... у меня была оценка "отлично". У Магомедова был талант. Талант педагога. Когда я начинал отвлекаться или мешать ему вести беседу на лекции, то он просто... смотрел на меня. Беззлобно и с усмешкой в глазах. И я замолкал. Он никогда не кричал и не злился. Никогда!


Просто смотрел добрым и укоряющим взглядом, и все замолкали. Он никогда не читал лекции. Он беседовал со студентами. Он проводил дискуссии. Когда я, в силу своего нонконформизма, на лекциях или экзаменах не соглашался с общепринятыми установками педагогики и подвергал сомнениям какие то постулаты этой дисциплины, то он просто улыбался, качал головой и... ставил мне отлично. Помню случаи, когда я приходил на экзамены совершенно неподготовленным, выбирал билеты с темой и философствовал, основываясь лишь на теме. Николай Михайлович мило улыбался, слушал и в итоге заключал: "Хоть учебник бы прочел... Или конспекты. Но экспромт превосходен. Мышление работает безукоризненно. Оценка "Отлично"

Магомедов приветствовал не зубрежку, а анализ и игру мысли. Каково было мое удивление, когда он меня пригласил в команду студентов под его руководством для написания какой то методической работы по педагогике на конкурсе. Каждому члену команды дали подтему. И мы заняли какое то призовое место. И я, написав там какую то чушь (в отличии от других ортодоксальных студентов), также был упомянут в вышедшей потом брошюрке о конкурсе. Как сейчас помню свое удивление такой политикой учителя.

И еще у меня отложилось в памяти одно. Как то он, выслушав очередной мой ревизионистский бред о задачах педагогики, вдруг спросил: "А ты в курсе, что у тебя взгляды какие то анархистские? Или даже Че Гевары". Я согласился. И вдруг он совершенно спокойно говорит: "В Москве будешь... найди кружок в историко-архивном институте. Там сторонники Бакунина. Андрейка Исаев. "Община", вроде называется". Откуда он знал? Это был 1990 год. И ведь я нашел. Поехал. И в дальнейшем я именно с Андреем Исаевым (ныне Депутат Государственной думы и член Высшего совета партии «Единая Россия») и Борисом Кравченко (ныне президент общероссийского объединения профсоюзов "Конфедерация Труда России") занимался организацией синдикалистских профсоюзов. И, получается, что именно Николай Михайлович Магомедов стал моим "крестным" в этом движении.

У меня язык не повернется назвать Магомедова преподавателем. Он не преподавал. Он учил. Учитель. И как бы я не любил педагогику, но именно этого Учителя я вспоминаю из своей студенческой молодости.

Николай Михайлович Магомедов родился 16 июля 1947 года в Дагестане. В 1957 году его семья  переезжает в Самару и  поселяется в доме на пересечении улиц Венцека и Галактионовской. Николай поступает в первый класс школы № 13, в которой учится впоследствии до 10 класса. Из воспоминаний Валентины Андреевны Тишиной, учителя русского языка и литературы: «В Самару его привез отец. Даргинец по национальности, Коля очень плохо говорил по-русски, но, будучи гениальным от природы, довольно быстро освоил язык.  Он сидел за последней партой. Среди 42 учеников класса Николай был лучшим».
Из интервью 24 января 2006 года с В.А. Тишиной: 
- Каким вы запомнили вашего ученика Николая Магомедова?
- С детства он отличался великодушным характером, никогда не дрался, не обижал девочек, был очень воспитанным, деликатным. У него было врожденное чувство собственного достоинства. Рано лишившись отца, жил всегда чрезвычайно скромно, на зарплату, при этом умудрялся помогать сестрам: учил их, кормил, одевал. Имел болезненное пристрастие помогать всем. Если человек просит, считал он, значит, тому хуже.
- Какими были его любимые предметы в школе?
- История, литература. Он был очень грамотным и начитанным, имел каллиграфический почерк. 
- Как к нему относились одноклассники?
- Все одноклассники уважали его. Очень любили Колю ребята, когда он был в школе пионервожатым. Прекрасно к нему относились и коллеги по работе. Он был очень успешным , отличным лектором, широко образованным человеком. 
- Он поддерживал связь со школой после ее окончания?
- Да. Николай всегда тепло и с благодарностью говорил о школе. Он поддерживал связь с тогдашним директором школы, Дмитрием Дмитриевичем Соболевым. Дмитрий Дмитриевич знал, в каких условиях тот жил, помогал ему. 
- Продолжите, пожалуйста: «Николай Магомедов производил впечатление человека, который…» 
-…будучи взрослым, был похож на ребенка. Честный, открытый, Коленька отлично понимал и ладил с детьми. 
- Какие черты характера помогли ему достичь его успехов?
- Я думаю, что целеустремленность и систематичность. 
- Что вы можете сказать о его жизненной позиции?
- Лучше я приведу его любимое высказывание, принадлежащее Н.А.Добролюбову:
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше». Его слова не расходились с делом.

После окончания Самарского педагогического училища Магомедов работает в школе пионервожатым, после чего сдает экзамены в педагогический институт. После армии устраивается на работу в Самарский государственный университет, защищает кандидатскую и докторскую диссертации по педагогике на тему  «Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания». Вскоре он занимает должность заведующего кафедрой педагогики и психологии Самарского государственного университета, становится профессором.

Кафедра педагогики и психологии Куйбышевского госуниверситета была создана в 1979 году. Первым заведующим была кандидат психологических наук, доцент В.Е. Кадочкина. С 1987 года кафедрой заведовал доцент Н.М. Магомедов. За годы его руководства вырос научный потенциал кафедры: состоялись успешные защиты докторских диссертаций Н.М. Магомедова (1994), Т.И. Рудневой (1996), М.Д. Горячева (1998). Защитили кандидатские диссертации С.В. Березин, А.В. Долгополова, К.С. Лисецкий, И.С. Пилипец, О.В. Черкасова и другие преподаватели, аспиранты.

В самом начале девяностых Николай Михайлович на одном из заседаний кафедры педагогики и психологии сказал: «Нужно открывать факультет…». - «А надо ли?» - засомневался кто-то. «Надо», - уверенно и просто ответил Николай Михайлович.

Николай Михайлович вместе со своими студентами шествовал над детскими домами, положил начало борьбе с наркоманией в нашем городе. Он организовал работу с детьми-сиротами, ездил по приютам, бескорыстно помогал многим людям в решении их проблем. Н.М.Магомедов сотрудничал с «Волжской зарей» и «Волжской коммуной», писал статьи о политике, реформах в России, чеченской кампании, социальных проблемах, выступал против расизма, межнациональных распрь и т.п.





Он автор книг по педагогике и психологии. Среди наиболее известных его трудов -«Воспитание без принуждения», «Методология и методика свободного воспитания» (1995), «Творить в счастье. Записки педагога» (1996).

В 1996 году, когда Лиманский впервые пошел на мэрские выборы, его активным соратником стал мечтатель Николай Магомедов. Он вынашивал большие планы по педагогике, детским домам и борьбе с наркоманией. И Лиманский должен был помочь ему в претворении его планов. И уже вскоре после избрания мэром Георгия Лиманского, Николай Михайлович открыто бросил в адрес руководителя областного образования: «Остановите Когана!". Магомедов начал активную организаторскую деятельность.

28 августа 1998 года прибывшие по вызову соседей оперативники, перешагнув порог, обнаружили в зале труп известного педагога, а также следы ожесточенной борьбы, в комнате был полный разгром. В «Волжской Коммуне» от 22 мая 1999г.  было опубликовано интервью с заместителем прокурора Промышленного района г.Самары Александра Александровича Николаева. «Сегодня ни у кого не вызывает сомнения,  - говорил он, - что убийца принадлежит к криминальной, полукриминальной или маргинальной среде. В настоящее время проводятся оперативно-розыскные и следственные мероприятия по установлению его личности».




Он трагически погиб в канун первого сентября...
Этот день он любил больше всего на свете. Когда школьники и студенты сели за свои парты, в далеком Дагестане на маленьком кладбище, затерянном в горах, хоронили Великого Человека...
Много месяцев спустя кто-то, хорошо знавший Николая Михайловича, уходя с кафедры Магомедова, сказал преподавателям: «Как все вы похожи на Магомедова...».

Из воспоминаний Сергей Березина (доцента, кандидата психологических наук, заведующего кафедрой социальной психологии) от 8 сентября 1998 года:
"Совершенно спокойно, без гнева и пристрастия, он говорил правду...
Николай Михайлович Магомедов в университете с 1987 года. Смотрите, что он успел сделать за этот очень маленький промежуток времени. Какой была кафедра до него? В 1989 году в стенной газете“Мехматянин” одни студент писал: “Самый мой любимый предмет - это психология, потому что на нем можно выспаться.
А психологи - люди настолько деликатные, что они даже не будят, если ты захрапишь.
Когда я приехал сюда в 1990 г., я не узнал кафедру. Здесь появилась жизнь, появился динамизм. Николай Михайлович собирал кафедру буквально но крупицам - день за днем из года в год, наращивая темпы. Он подбирал специалистов. Он заставлял всех нас работать, заниматься наукой, защищать диссертации. Мы не просто при нем защитились. Если бы не он, никто бы не защитился. Лисецкий, например, великолепный специалист. Он любит работать с людьми, но посадить его за стол что-то писать мог только Дядя Коля. Сказать мне, что надо писать диссертацию... Я бы никого не послушал, потому что для меня реальная работа с людьми гораздо интереснее эксперимента. Я практический психолог с первого дня своей работы. Заставить Рудневу писать докторскую диссертацию мог тоже только Дядя Коля. Татьяна Ивановна говорила: “Да что вы, это мне не надо, у меня дети”. Он заставил всех защититься, сумел выбрать совершенно свежее направление в научной деятельности кафедры - педагогическая конфликтология.
К слову сказать, до сих нор нет приличных работ по педагогической конфликтологии ни в стране, ни за рубежом. Это - то самое уникальное сочетание, когда люди из разных сфер науки могут заниматься одним общим делом - изучением особенностей конфликта внутри крайне противоречивого образовательного процесса. Это направление очень активно разрабатывалось на кафедре.

По этой теме было защищено две кандидатские диссертации - по педагогике и психологии. С этого начался цикл исследований, и сейчас он продолжается в работах очень многих соискателей и аспирантов Николая Михайловича и, видимо, со временем выльется в докторскую диссертацию Лисецкого. Работы эти нашли свое отражение в монографиях, которые выходили на кафедрах.
Докторская диссертация Николая Михайловича Магомедова посвящена теме свободного воспитания, которая вообще на разрабатывалась в советской педагогике. Она была запретной. Что значит свободное воспитание? У нас вся педагогика основана на концепции формирования. А он предложил концепцию развития. Это совершенно иной подход. У него были очень серьезные проблемы, но нашлись люди и в Москве, и здесь, которые его поддержали и помогали работать.

Николай Михайлович создал совет по защите кандидатских диссертаций. А что такое совет по защите диссертаций? Это перспектива. Перспектива для людей, которые получили высшее образование, которые работают в школах и имеют свой маленький уникальный опыт работы с детьми, их воспитания. С созданием совета у этих людей появилась возможность этот опыт облечь в научную форму и сделать достоянием других учителей.
Николай Михайлович был инициатором, вдохновителем работы на спецфаке. Спецфак - это возможность для людей, имеющих высшее образование, может быть, не обязательно ошибившихся когда-то в молодости (ошибки молодости бывают полезными, если не несешь их до старости), может быть, как-то не совсем удовлетворенных той работой, которой они сейчас занимаются, получить второе высшее образование. Все это делалось по инициативе Николая Михайловича. Он был членом ученого совета Московского государственного педагогического института, ученого совета Института развития личности.

Одним словом, перечислить все, что он сделал за годы работы на кафедре сначала доцентом, а потом профессором - и все эти годы заведующим кафедрой, - просто невозможно.
Я по совместительству читаю лекции в Институте управления. Там я веду несколько циклов психологии управления и управленческой конфликтологии. Считается, что для того, чтобы быть руководителем, нужен некий набор качеств. Обычно включают в него целеустремленность, способность общаться, компетентность, умение пробивать что-то, организаторские способности.
Все это у Николая Михайловича было. Но самое главное, что у него было, - это скромность. Потрясающая человеческая скромность, удивительный такт в общении, во взаимоотношениях с людьми и очень тонкое чувство юмора. Это был человек потрясающего оптимизма, который своим оптимизмом давал будущее. Те. кто был на прощании с ним, а это больше тысячи человек, это люди, у которых была перспектива, пусть маленькая, у кого-то целая жизнь была с ним связана. Сейчас очень много судеб рухнуло. А все держалось на его скромности. А когда он говорил, что “мои студенты самые лучшие”, “лучше моих преподавателей нет”... Что сказать? По поводу студентов - это правда. Студентов никто не любил так, как он. Он мог задавить работой преподавателя, но студент -это святое.

Недавно я беседовал с бывшей его студенткой, она говорила, что мы ведь ходили не на педагогику, мы ходили на Дядю Колю. Николай Михайлович не был конформистом. И это одно из его действительно уникальных качеств. Я думаю, что с его смертью Самара очень многое потеряла. Пол-Самары его знает. Другая половина, возможно, даже никогда не слышала его фамилию. Но и те, и другие потеряли очень многое. Не хочется произносить каких-то громких слов, но никто теперь не скажет, что Koran - плохой организатор народного образования. Не потому, что кто-то испугается, а просто никто не скажет. Николаю Михайловичу доверяли, к нему люди шли. Шли учителя со своими болячками, со своими проблемами. Он был в курсе всех событий в народном образовании, он всегда держал руку “на пульсе”.

Конечно, он был настолько авторитетен, что имел возможность говорить о том, что негативного творится в системе народного образования.

Николай Михайлович никогда не был карьеристом и поэтому вопрос, кто там что про него скажет, подумает, меньше всего его интересовал. Одни из слов, которые он часто повторял, это: “Идите работайте, делайте свое дело честно, и все будет нормально. Что думаешь, то и говори. Не понравится кому-то, ты к нему не в зятья пришел набиваться.
Надо - возьмут, не надо - тебе легче будет”. Совершенно спокойно, без гнева и пристрастия, он говорил правду".

А другой его воспитанник и ученик, декан психологического факультета Госуниверситета Константин Лисецкий, сам себя полушутя-полусерьезно называет "добросовестным, творчески настроенный режиссером студии имени Николая Михайловича Магомедова".



Фестиваль «Снегири», ежегодно в 90-х годах проходящий на базе Самарского государственного университета, был традиционным для нескольких поколений творческих людей - поэтов, бардов, композиторов, исполнителей и не только. Инициатором создания фестиваля был Николай Михайлович Магомедов. После того как в 1998 году трагически погиб Николай Михайлович Магомедов, фестиваль стал называться его именем и проводиться в его честь

Больше всего в жизни Магомедов ценил свободу, свободу Быть. Он и докторскую диссертацию посвятил именно этому: как воспитать Личность, независимую и свободную, как воспитывать ребенка так, чтобы «Я - человек» он произносил гордо. Его диссертация была первой в нашей стране докторской диссертацией по свободному воспитанию.

Николай Михайлович, мы помним о Вас! У каждого Вашего ученика и воспитанника судьба сложилась по разному. Но все Вас вспоминают с теплотой и любовью. Вы наш Дядя Коля




легенда, Былое, Быть человеком!, Олег Иванец, Самара

Previous post Next post
Up