ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЧЕНЦЕМ

Apr 04, 2014 10:13




Оригинал взят у ne63ru в ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЧЕНЦЕМ
В продолжение темы национальной и этнической ментальности

Я вспомнила статью с таким названием, которую нашел для меня Игорь Кондратьев еще в 2005 году, находясь несколько дней назад в гостях у одного из местных чеченцев. Мы вели беседу втроем, помимо меня и хозяина, был еще молодой человек лет 30-35, тоже чеченец. И тут я вспомнила, что «трудно быть чеченцем» и забросала моих визави вопросами. Тот, кто постарше на мой вопрос «трудно ли быть чеченцем», стукнул кулаком по столу и громко ответил «нет»!. Тот, кто помоложе, спокойно улыбаясь, тоже ответил отрицательно. А потом они буквально опровергли свои слова историями из жизни. Об этом я чуть подробнее сделаю интервью с одним из них, вот только чуть от простуды опомнюсь. А теперь приведу очень короткую выдержку из статьи (той самой) Яна Чеснокова «Трудно быть чеченцем»:

Чеченцу запрещено ошибаться. Запрещено проигрывать. Запрещено совершать прекрасные безумства, запрещено выглядеть смешным. Запрещено. Запрещено. Запрещено… Эта серьезность чеченских лиц. Эта стать и насупленность их церемониалов. Пугающая эстетика и энергия кругового танца-зикр. Этот транс, в который они впадают… Воистину, правы чеченцы, когда говорят - трудно быть чеченцем. Чеченцу запрещено прощать, невозможно ощутить себя комфортно вне рода, семьи, клана, тейпа.

Растворить свое индивидуальное «я» в клане, роде, семье, тейпе. Снять с себя ответственность за принимаемые решения. Полностью довериться принципу «все, что хорошо для семьи - все правильно». Ставить интересы семьи выше собственных. Вообще единицей измерения считать не личность, но род. Вот та ментальность, которая пугает нас своей необычной эффективностью в жизненной конкуренции.

У чеченцев развился довольно своеобразный вариант с несколько комплиментарным самоназванием «горская демократия». Так или иначе, но родовой (как они называют - «тейповый») строй у них существует и поныне, и всякую попытку формирования регулярной государственности они расценивают как чужеземное нововведение, которому нужно либо сопротивляться, либо мимикрировать в нем для собственной (т.е. тейповой) выгоды.

Русская воровская субкультура также основана на отрицании государства и признает только суд воров по понятиям. Несколько столетий таким образом было организовано казачество. Уж не у них ли чеченцы переняли этот вид самоорганизации - казачий круг, с Дону выдачи нет, сарынь на кичку и прочая, прочая, прочая…?
Куначество - побратимство. Не есть чисто чеченский или заимствованный чеченцами у арабов принцип. Побратимство было развито, например, у древних римлян. Колоссальное развитие в Древнем Риме получил другой схожий обычай - усыновление и удочерение. Тем самым достигалась та же цель, что и в случае побратимства - два не связанных кровью рода объединялись. Тем самым цементировался союз родов.

У чеченцев есть редкая нравственная инверсия - они боятся оскорбления. Оскорбление в данном случае понимается в самом широком смысле слова. В некоторых случаях опозоренным считалось не только отдельное лицо, но, в определенной степени, также честь целого поколения. Если позор был серьезным, то во многих случаях «не смывался» в течение долгих десятилетий. Жизнь виновника становилась невыносимой, его собственный тейп, даже вся община от него отказывалась. Он оказывался, таким образом, вне закона, его дочь уже никогда не могла выйти замуж, его сына унижали, родители его шли с позором в могилу. Жизнь в горах помимо развитой системы взаимопомощи внутри общины была невозможной. Поэтому горцы часто выполняли т.н. «долг чести», хотя уже заранее знали, что это будет стоить им жизни.

Что-то мне это напоминает… Харакири у самураев? Пожалуй… А еще больше один эпизод из «Крестного отца», в котором Том Хейген говорит сидящему в тюрьме старому другу и члену «семьи», чтобы тот себя убил и тем самым спас честь мафиозо и клана. И тот вскрывает себе вены. Или упомянутый уже выше корсиканец Маттео Фальконе, который застреливает единственного сына, нарушившего обычай невыдачи гостя.

Очевидна деструктивная роль кровной мести - истребление мужского населения на Сицилии, массовая эмиграция и прочие явления, все это, конечно же, ее следствия. Чеченская разновидность вендетты также ничем не лучше и является чудовищным архаизмом. Но детерминизм чеченской морали не позволяет что-либо изменить в этой сфере. В современном чеченском обществе существуют процедуры примирения кровников, но эта процедура настолько необязательна, настолько необходима взаимная добрая воля, настолько силен страх оказаться «немужчиной», согласившись на примирение, что можно по пальцам пересчитать случаи эффективного и бескровного решения этой проблемы.

Горский обычай гостеприимства, как и все древние правила, обладает… как бы это сказать… не недостатком, нет, но излишеством, что ли… Какой-то он слишком обязательный, не предполагающий исключений. Ты не рад этому гостеприимству, поскольку оно обязательно. Будь на твоем месте самый чудовищный злодей и убийца, он пользовался бы такими же привилегиями гостя, как и ты. И выдать его - страшный грех. («Колоритным индикатором типично кавказского отношения к иллюзиям и неопределенностям выступают популярные ритуалы гостеприимства с тостами, изобилующими иллюзиями на любой вкус. Столь сильную предрасположенность типичных кавказцев к таким ритуалам можно объяснить их гипервлечением к таким нирванным формам существования, когда из жизни и сознания хоть на миг полностью вытесняются в глубины подсознания все неопределенности и "ужасы истории". В их тяготении к пирам и тостам скрывается архетипичное желание погрузиться в стерильную атмосферу иллюзий: лишь она способна обезопасить их традиционное бытие от ужасов истории и давления неопределенностей.» Гасан КУЛИЕВ. Доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, член редакционных коллегий ряда международных научных изданий. Автор 5 монографий и более 50 научных статей.)

С женщиной связывается представление как о носительнице высоких нравственных качеств. Как народная пословица бытует сентенция “Нет мужчины, который не справился бы с женщиной, но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных”. Чеченцу льстит, если его жена обладает какими-либо особыми положительными качествами. Слова “Твоя жена лучше, чем ты” чеченский мужчина воспримет как комплимент. Но если сказать, что “Ты хуже своей жены”, то это будет тяжким оскорблением.

Я поняла, почему мои собеседники не подтвердили поговорку. Жаловаться им тоже запрещено))))

Олег Иванец о чеченских ОПГ:
Вряд ли еще какая ОПГ(и этническая,в том числе) способна при мобилизации собрать всех-и стара и млада! А чеченцы способны-собирутся до 100% взрослого мужского состава-и 14-летние пацаны-чеченцы и 70-летние старики. Я не буду здесь останавливаться на особенностях национального и религиозного воспитания. Но в случае форс-мажора все чеченцы встанут на борьбу с угрозой,которая,по их мнению, будет грозить их ...диаспоре. И вот тут надо уточнить,что в отличии от других этнических группировок, у чеченцев особый подход к диаспоре. Армянские, грузинские, азербайджанские и иные(в столице-китайские,вьетнамские,осетинские) этнические группировки в конце 80-х появились для того, чтобы обложить данью своих соотечественников (жируют земляки!), то чеченцы наоборот были призваны чеченскими коммерсантами для не только защиты их интересов,но и для расширения бизнеса. Поэтому в случае форс-мажора вся диаспора(!!!) готова встать на защиту своих интересов. Но это совершенно не говорит о том, что чеченская диаспора-это чеченская ОПГ. Просто славянский менталитет несколько иной. До 90% чеченцев,живущих в Самаре ведут законопослушную деятельность, а оставшиеся 10%(как и в любой диаспоре,и в целом в российском обществе) занимаются противоправной деятельностью,но сами то они считают эту деятельностью на благо своего народа (интересно-а среди славянских ОПГ кто нибудь оправдывает свою деятельностью на благо народа?).

Вы когда нибудь слышали,чтобы чеченский коммерсант просил защиты у правоохранителей от чеченской ОПГ? Чеченские бандиты рэкитируют в Германии,Чехии или Франции всех коммерсантов,только не чеченских. А славянский вор в законе Иваньков(Япончик) поехал в США не для того,чтобы рэкитировать американцев, а чтобы собирать дань....с бывших российских граждан. Даже осудили его при помощи потерпевших и свидетелей-бывших россиян!!! У чеченцев за период с 80-х годов было всего три вора в законе(наличие воровского статуса у известного Червонца-заблуждение). И эти воры были оторваны от своей исторической родины. Они родились не в Чечне(как известно,чеченский народ подвергся депортации). Большую часть времени они провели в российских тюрьмах и были воспитаны на воровских традициях, но....даже им пришлось не сладко в 90-х,когда воровской мир им стал предьявлять за "лоббирование" прочеченских интересов. И это было не голословное обвинение. Дело в том,что их действительно посетили "чеченские эмиссары" и потребовали вспомнить об исторической родине.И они....последовали настоятельному требованию.У чеченцев вообще считается, что не чеченец должен работать на вора,а вор на благо каждого чеченца.

Я уже говорил, что чеченские ОПГ не признают каких бы то ни было воровских понятий. Спецслужбы давно заявили,что среди чеченцев невозможно заниматься оперативно-вербовочной работой. Не удается в силу национально-религиозных и иных особенностей иметь в их ОПГ секретных агентов или стукачей. Но ведь был найден другой выход-достаточно договориться с их лидерами(старейшинами) и их слово становится законом для всех чеченцев. И это для них никакой ни компромат! Они считают,что это для блага чеченского народа.



Наталья Умярова, перестройка, Криминальная революция в России, криминология

Previous post Next post
Up