Оказывается, данная картина была выпущена в ограниченный прокат 5 февраля. В нашей Северной Столице в деле оказались кинотеатры сети "КАРО" и "Кронверк Синема". С последними у меня не самые однозначные отношения. Дело в том, что их кинотеатр "Кронверк Синема Норд" был первым мультиплексом, появившемся неподалеку от дома. Однако с течением времени данный кинотеатр стал стремительно "обыдляться": появился стремный контингент зрителей, залы стали напоминать результаты каких-побоищ (вырванные спинки кресел и прочее), плюс отсутствовало 3D. Сейчас-то 3D есть, но с такими залами - кому оно нужно? В общем, вчера пришлось вспомнить былое и заглянуть на единственно удобный для меня по времени показ. С последнего моего визита в "Норд" ничего там особенно не поменялось: и кресла и контингент оказались на месте. Но даже они не помешали мне насладиться фильмом. Для справки, лучший "Кронверк Синема" - тот, что находиться в Родео Драйв. Там и залы хорошие, и публика нормальная. Но закончим с рекламой кинотеатров - перейдем к "рекламе" фильма.
Одетта и Одилия
Нина Сейерс впитала любовь к балету с грудным молоком матери, которая в 28 лет покинула сцену, чтобы родить ребенка, чьей судьбой так же должны были стать танцевальные подмостки. Окружив свою дочь всяческой заботой и строгими правилами режима, она воспитала в ней настоящую балерину, для которой не существовало ничего на свете кроме танца. Поэтому неудивительно, что когда старая прима Бет Макентайрн была вынуждена отойти от дел, театральный режиссер Томас Лерой выбрал новой звездой Нину. Первой проверкой ее исполнительского мастерства должна была стать новая постановка «Лебединого озера», однако, даже получив роль Королевы лебедей, жизнь Нины не стала легче. А все, потому что ее актерских навыков хватало только на воплощение на сцене белой лебеди - Одетты, тогда как Одилия - черная лебедь, была для нее сущностью непокоримой. В это же самое время в труппе появляется новая танцовщица из Сан-Франциско. Она очаровательна, напориста, чувственна и главное, вполне способна отобрать основную партию у Нины. И чем ближе день выступления, тем сильнее расшатываются нервы у главной героини, подталкивая ее подчас к необдуманным действиям, которые при этом раскрывают в ней ту самую черную лебедь.
- В следующий раз тебе придется кусать меня сильнее.
После просмотра фильма поневоле вспоминаешь предыдущую картину Даррена Аронофски - «Рестлер», в котором, как и в «Лебеде», невольно прослеживается та сумасшедшая и сжигающаяся тебя изнутри страсть к своему любимому делу, ради успеха в котором ты готов абсолютно на все. Только на этот раз вместо постановочных боев у нас здесь балет - материя, чего уж там говорить, более высокая и близкая далеко не каждому. Однако в данном случае, разворачиваемая на глазах у зрителя история приправлена настолько изумительной режиссурой и художественными элементами, что даже у самого недалекого зрителя должен возникнуть интерес к происходящему на экране.
Во многом данное произведение будет гимном одного актера, точнее актрисы, но при этом не стоить думать, что другие люди занятые в проекте, всего лишь отбывали свои номера. Просто глядя на экранные переживания, истязания и чрезвычайную требовательность художественного руководителя к Нине, можно легко провести вполне обоснованные аналогии с реальной ценой данной роли для Портман. И эта "цена" будет гораздо выше по сравнению с трудом других актеров. Вообще любая роль даже самым талантливым людям дается не так легко как кажется. Однако в данном случае у нас вовсе не «любая роль», а без 5 минут или даже секунд победитель премии Оскар. Демонстрируемый перфоманс Натали настолько подкупает и очаровывает, что даже меркнет горячо любимая мной Матильда из «Леона».
- О, моя принцесса!
Разумеется, не стоит обделять вниманием и Клинта Менселла, который по части музыкального сопровождения достигает новых высот. И хоть в этот раз он решил не обходиться собственными силами, а поработать с чужой музыкой, его заслуги по данной части все так же достойны похвалы.
Аронофски же на всем протяжении фильма блестяще овладеет всеобщим вниманием, сперва очень ненавязчиво и едва заметно он теребит нервные струны зрительской души, чтобы к финалу, когда возможности определить, где реальность, а где вымысел уже практически не останется, он, как заправской музыкант в совершенстве овладевший свои непростым инструментов, сыграет на зрительских эмоциях одно из самых прекрасных произведений, которое оставит после себя самые яркие эмоции и с трудом передаваемые впечатления.
Вполне может быть, что некоторые сочтут овации, звучащие на финальных титрах, этаким признаком тщеславия американского режиссера, но мне кажется, что эта художественная деталь в кои-то веки достойна сопровождения из зала кинотеатра, потому что именно благодаря ей, это и без того безупречное произведение достигает того самого статуса абсолютного совершенства в искусстве, ради которого не жалко и умереть.
10 из 10