«Паприка» окончательно подсадила меня на японское аниме. Определённое тяготение было и раньше, а тут получился такой выстрел в яблочко, подготовленный на основе объёмного романа Ясутаки Цуцуи «Паприка».
"Полезно часто видеть сны. От них голова работает лучше. Интересные люди видят много интересных снов, а вот у никудышных людей сны тоже сплошь ни к чёрту. Интересно будет посмотреть, какие сны у вас…"
У японцев другое мироощущение, другой угол зрения, многие их мультики цепляют именно этой инаковостью. А уж если речь заходит о блуждании в сновидениях и о вторжении иллюзий в реальность, тут вообще всё очень сложно. И там, где у американцев получился бы боевик (фильм «Начало») или фантазийная комедия (мультфильм «Параллельный мир»), у японцев рождается взрыв мозга, с проникновением на нижние уровни и цеплянием тех точек, которые отвечают за удивлённое открывание рта.
"Девчонка была симпатичной, ростом с него самого, красивое веснушчатое личико. В тусклом свете её кожа отливала загаром. Некоторое время она ёрзала - Носэ показалось, как бы не в своей тарелке.
«Интересно, кто старше - мой сын или она?» С этой мыслью Носэ обратился к девушке - та беспрестанно озиралась:
- Ну что, барышня…
- Зовите меня Паприкой, - кокетливо промолвила она".
Казалось бы, не так сложно изобразить сон. Побольше нелогичностей, побольше неожиданностей, побольше несвязности. Чудовища не возбраняются, эффекты одобряются, фантазия не ограничивается. Но! Таких органичных фантазий на тему сна, как «Паприка», я не припомню.
Впрочем, есть «Клетка» Тарсема - безусловно, чудесная работа, просто каждому своё. Меня больше впечатлило безумное маскарадное шествие - эти куклы и уродцы, навязчивая мелодия, пространство а ля Дали. Когда сотрудники лаборатории радостно бредят вслух, проповедуя приближение хаоса, это тоже не может не впечатлять. А когда сны проникают в реальность - о-о-о, микки маусы из «Параллельного мира» отдыхают. И ключевой ингредиент в этом блюде - Паприка, 18-летняя девушка, обитающая в мире снов, альтер эго женщины-учёного Ацуко Тибы.
"На первый взгляд и причёской, и одеждой Паприка напоминала скорее взбалмошную девчонку, но говорила она как взрослая женщина, а в глазах светился разум. Носэ поразило, какое свежее у нее дыхание, а дышит она как зрелая женщина. «И всё же сколько ей лет?» - подумал он".
Говорят, что мультик, над которым работал знаменитый Сатоси Кан, превзошёл литературный первоисточник (которому в этом году - 20 лет!). Не знаю, не проверял. Автор одной
рецензии вообще диагностировал книгу как «унылый производственно-эротический роман из жизни психиатрического института, автомобильного завода и полицейского управления на фоне интриг вокруг потенциальных нобелевских лауреатов».
В «Паприке» автор книги и режиссёр мультфильма подарили свои голоса барменам.
На фото: Ясутака Цуцуи (на переднем плане) и Сатоси Кон во время озвучки.
"- По этому поводу, - нахально заговорил со своего места белолицый молодой корреспондент с проницательным взглядом, - в последнее время то там, то тут приходится слышать обросшие легендами кривотолки о существовании некой молодой особы. Якобы пять или шесть лет назад она лечила незначительные психические заболевания у сильных мира сего, которые не желали предавать свою болезнь огласке. Все разговоры сводились, по сути, к одному: пресловутая героиня - красивая девушка по прозвищу Паприка".
"- Я тоже слышал эту историю, - сказал журналист из отдела городских новостей. - Мол, была такая девушка по имени Паприка, выдавала себя за сыщика снов. Проникая в сновидения мужчин, вылечивала душевные заболевания виртуальным сексом.
- И я слышал, - поддакнул корреспондент отдела науки. - Прозвище Паприка - кодовое имя, сама девушка очень красивая, ей лет восемнадцать, а ещё она, как в фантастическом кино, нелегально занимается поисками снов".
Да, подсел я на аниме. Особенно после «Ходячего замка», где красоты больше, чем смысла (и это совсем не плохо). И уж, конечно, после «Тетради смерти», где такой навороченный сюжет, что с определённого момента можно бросить поводья и просто наслаждаться движением. И уж, само собой, после «Принцессы Моноконе», чей Хозяин леса был незатейливо украден афтарами халтуры «
Белоснежка и охотник». Ещё можно вспомнить завораживающий «Галактический экспресс», это уже из 1970-х, 1980-х и 1990-х. Ещё были «Унесённые призраками», про волшебную баню. А «Паприка» для меня - это такой контрольный выстрел, закрепление успеха.
"От одного разговора с ней ему стало спокойно на душе. Казалось, что Паприка ему, чужому человеку, какая-то родная - так она держится, такое у неё лицо. Она поднимает настроение, с ней можно говорить о чём угодно. И манера держаться у неё - не то что у нынешних женщин. Не скажет ничего неприятного, молода и красива, а сила в ней при этом чувствуется прямо материнская. Мужчина склоняется перед ней, но очень безмятежно".
Кстати - кто смотрел, тот помнит - Паприка даёт детективу визитку с адресом страницы, на которой можно её найти:
radioclub.jp. Детектив набирает адрес в поисковой строке - и попадает в приятное безлюдное заведение с двумя барменами. Так вот: эта страница действительно существует. Но, сообщается на ней, чтобы пройти в бар и встретиться с Паприкой, надо иметь новое средство лечения психических расстройств - «ДС Мини». И если у вас этого устройства нет, даже и не пытайтесь.