…Она очень долго страдала, пропалывала сорок розовых кустов, штопала одежду, перебирала зёрнышки и подметала ступеньки…
Я не знаю, кто придумал всех этих бесконечных золушек, ослиных шкур и других бедных девочек, вынужденных убирать, стирать, готовить и через то приходить к счастью. Вернее так: я догадываюсь, кто их придумал.
Их придумал папа-писатель, который решил, что это лучший способ объяснить дочке, что надо вести себя хорошо, хотеть умеренно, самовыражаться в рамках, одеваться некрикливо, изъясняться прилично, обладать добрым сердцем.
Ибо, как гласит легенда, усердие вознаграждаемо, добродетель восхваляема, терпение похвально.
А вот фигушки.
Не знаю, как раньше, но мне вообще трудно представить, что девочки когда-то были другими, чем теперь. Голоса из зала мне сейчас что-нибудь скажут и про мальчиков, но давайте не будем смешивать, я всё-таки про девочек начал, а это немного разное, так?
Так вот, я убеждён, что и много столетий назад девочки слушали рассказ о том, как юная героиня страдает, трудится и обретает счастье - причём слушали с большими влажными глазами, затаив дыхание, но не выхватывали из рассказа ту педагогическую составляющую, ради которой этот рассказ и сочинялся.
Взрослые рассчитывали, что девочка поймёт: путь к счастью лежит через терпение-и-труд-всё-перетрут. А по факту девочка делала другой, более жизненный вывод: счастье есть. Оно где-то там. Перебирание риса и прополка кустов - это вторично, на этом не надо циклиться.
И вы знаете, все эти девочки, которые так считали и считают, и наша девочка, и многие другие, и те, что будут после, они правы, они бесконечно правы, потому что это - главное: знать, что есть на свете счастье, верить в него и стремиться к нему.
А что касается сказок… не уверен, что тяжкий труд вообще может быть объектом рекламной кампании.