В 1976 году австралийская девочка Мэри Дейзи Динкл, в силу возраста ещё не знающая о своей некрасивости, решает написать кому-нибудь письмо, чтобы подружиться. Заглянув в адресную книгу, она совершенно случайно выбирает Макса Джерри Хоровитца - страдающего одышкой еврея-аутиста из Нью-Йорка.
И завязывается переписка, странная и трогательная, потому что они оба, восьмилетняя девочка и сорокачетырёхлетний мужчина, говорят на одном языке, на языке грустных одиноких детей, которые чувствуют, что с ними что-то не так, но не понимают, что именно. «Ты мой лучший друг, Мэри. Ты мой единственный друг».
Кажется, такой сюжет не может обойтись без банальностей: обиды, слёзы, грустная музыка и всё такое, ведь речь идёт про маленьких людей в жестоком мире. Но Адам Элиот, сценарист и режиссёр, оказался настоящим волшебником - рассказал целую историю, где всё неслучайно и всё уместно. Он сумел воспользоваться уникальной детской способностью - видеть не общее, а частности и живо интересоваться деталями.
При знакомстве с "Мэри и Максом" неизбежно вспоминается "Амели". Жизнь, наполненная смыслами и нюансами. Ниточки, сходящиеся в единый орнамент. Создание образа персонажа не одной непрерывной линией, а многими мелкими штрихами. Удивительная смесь грусти и волшебства. Ситуации, которые выходят далеко за рамки обыденного - хотя нет, не выходят: они существуют за этими рамками.
Мэри и Макс переписываются восемнадцать лет, успев за это время поссориться и помириться, обменяться невероятным количеством писем и пончиков. Письма летают между континентами, напутствуемые пожеланием доброго пути и ожидаемые с нетерпением.
За это время Макс не меняется, он только толстеет, поэтому все движения режиссёра и оператора вокруг этого персонажа лежат в основном в сфере ретроспективы. Бесконечные страхи, оставшиеся в тучном мужчине от забитого еврейского мальчика. Патологическая боязнь женщин, с которыми непонятно что делать. Непобедимое обжорство. Аквариумные рыбки, регулярно покидающие мир удивительно разнообразными и до озноба нелепыми способами.
Мэри за 18 лет успевает вырасти, осознать свою некрасивость, похоронить отца (а точнее - оставшийся от него металлоискатель); похоронить мать, которая под взглядами птичьих чучел хлебнула не из той бутылки; выйти замуж и успешно начать научную карьеру; пристраститься к алкоголю и потерять мужа, который решил жить с мужчиной. И ещё успевает сделать попытку ухода - стоя на стуле, с петлёй на шее, со светящимся в животе младенцем, пьяно дирижируя невидимому хору среди подступающей тьмы…
В этой истории столько деталей, что её хочется пересматривать. И хотя финал вроде бы нельзя назвать счастливым, они всё-таки светлый: два друга наконец встретились.
Правда, Мэри опоздала на несколько часов, и теперь им уже никогда не удастся поговорить. Но зато она может немного посидеть рядом с ним на диване, баюкая ребёнка и узнавая всё вокруг: печатную машинку, где не хватает рычага с литерой М, аквариум с рыбками, письма девочки из далёкой Австралии, покрывшие весь потолок.
Кажется, именно в этой сцене Мэри впервые почувствовала себя по-настоящему счастливой.
Потому что рядом - лучший друг. Единственный друг.
P.S. Кстати, у мультфильма замечательный
сайт. Там всё по-английски, так что я ни шиша не понял, но оформление оценил.