Показывал детям мультик «Остров сокровищ» и подумал: интересно, а где они сейчас, эти пираты из киношных вставок? Пошелестел клавишами и выяснил. Кому не безразличны светлые пиратские идеалы, предлагаю ещё раз взглянуть на бравую команду - спустя 24 года (если считать с 1988-го - года выхода мультфильма).
«Остров сокровищ» - самое яркое пиратское детское воспоминание! Треуголки и чёрные метки, камзолы с манжетами, повязки на глазах. Как же я завидовал тем пиратам, как хотел попасть в их команду и отрастить такие же роскошные огромные густые усы!!! И чтоб треуголка, и повязка, и шпага…
Знакомьтесь: одесский коллектив «Гротеск», появившийся на свет 1 апреля 1985 года, когда молодые (25-27 лет) актёры Виктор Андриенко, Анатолий Дяченко и Валерий Чигляев вышли на подмостки с постановкой по Гашеку. Вот они, "гротесковцы", молодые и весёлые:
Не знаю, у кого как, а у меня музыкальные номера были любимыми эпизодами мультфильма. Очень нестандартное занятие для пиратов, скажем прямо. Под аккомпанемент ВИА "Фестиваль" мужики жгли!!!
Валерий Чигляев. Самый крутой пират, потому что самый усатый и небритый, с самым хриплым голосом и самой обаятельной улыбкой. Сегодня Валерий Иванович аботает актёром киевского «
Нового театра на Печерске», участвует в разных театральных и телевизионных проектах.
Чигляев в том самом спектакле по Гашеку:
Как видим, с годами не шибко изменился. Джек Воробей нервно курит бамбук.
Виктор Андриенко. Тоже весьма харизматичный товарищ со взглядом, в котором одновременно мешались лукавость, смешливость и мягкость.
Виктор Андриенко и оператор-постановщик Феликс Гилевич. Камеру, камеру оцените!
С режиссёром-постановщиком Давидом Черкасским.
После «О.С.» Виктор Николаевич продолжил работу в том же
актёрско-режиссёрском направлении.
Анатолий Николаевич Дяченко, актёр, сценарист, телеведущий. В 2005 году погиб в ДТП - по одной из версий, при управлении автомобилем у актёра случился сердечный приступ… На приведённом ниже кадре он справа, а слева -
Михаил Церишенко.
Слева направо: Андриенко, Чигляев, Дяченко:
Анатолий Дяченко.
Кстати: Михаил Анатольевич Церишенко, оказывается, женат на той самой Кате Семёновой, чьи пластинки в 1980-х у нас гоняли по всему дворе. Не в качестве летательных устройств, а чтоб музыка была. Пара фоток с Церишенко:
Александр Левит. Коварный тип гражданской наружности. Скажу честно, этот пират мне не очень нравился, ибо не было у него огромных усов, а разве можно такому человеку доверять?
Александр Левит и Валерий Чигляев.
Правда, потом я смягчился, когда камрады бросили его на острове. Помните голос Юрия Яковлева: «Бен Ганн… меня зовут Бен Ганн… нет ли у вас хотя бы кусочка сыра…» Левит тоже был у истоков «Гротеска», его фото я взял во-о-от
отсюда. Сегодня он худрук и педагог театрально-телевизионного клуба-студии «Берлинская телекомпашка».
Жаль, Джигарханяна не взяли в команду, он бы хорошо вписался - это видно по его краткому появлению в титрах. Попутно замечу, что его финальная песенка про «Лучше быть одноногим, чем быть одиноким» на самом деле не имеет отношения к «
настоящему» Сильверу, который не был холостяком. По крайней мере, об этом сообщал сквайр Трелони:
«Забыл написать вам, что Сильвер - человек состоятельный. По моим сведениям, у него текущий счет в банке, и не маленький. Таверну свою он на время путешествия передает жене. Жена его не принадлежит к белой расе. И таким старым холостякам, как мы с вами, извинительно заподозрить, что именно жена, а не только плохое здоровье гонит его в открытое море».
Только спустя годы я узнал много интересного о методе «плоской марионетки», о классической отрисовке, когда персонажи «зеркалятся» (у Сильвера нет то правой ноги, то левой), о повторах рисованной последовательности (декорации меняются, действие повторяется) - обо всём, что творила бригада аниматоров под руководством
Радны Филипповича Сахалтуева (которому, к слову, через месяц стукнет 77). Узнаёте картинки у него за спиной?
Всё это выяснилось потом, а тогда, в конце 80-х, в пылу пиратской воодушевлённости было не до таких мелочей. Я ведь с детства был предельно чётко профориентирован - хотел стать пиратом (в качестве запасных вариантов - космонавтом и писателем). Выписывал в специальную тетрадь термины и фразы, в холода ходил без перчаток - чтобы руки стали обветренными, «морскими». Дома не выпускал из зубов честно позаимствованную у отца трубку с красивой резьбой на металлической окантовке: всё равно ей никто не пользовался.
В третьем классе написал (но не отправил) письмо Михаилу Горбачёву с требованием выдать мне корабль для пиратских нужд. В университете собирался с друзьями сплавиться по реке. Дед одного товарища, старый моряк, послушав, как мы спорим насчёт того, кто будет «капитаном самого лучшего ранга», высказал мнение, что при такой дисциплине наша лодка перевернётся, не отходя от берега.
Всё это, конечно, лишь тени прошлого, и слава богу, что они есть. Вот звучит музыка из «Острова сокровищ», и откуда-то из детства снова приходят яркие образы и ассоциации, потоки реальных и надуманных воспоминаний, запах моря и песка, силуэты далёкого острова. И «до сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта:
- Пиастры! Пиастры! Пиастры!»