Как (не) сфотографировать Луну

Jul 29, 2024 11:40


Уже не первый год я увлечен съёмкой таймлапсов и астропейзажей и давно хотел снять Луну на фоне Мирского замка. Даже приобрёл одно популярное моб. приложение для астрофотографов (еще лет 5 назад), чтобы определять подходящую точку съёмки, учитывая траекторию движения Луны на фоне объекта. Также в VR режиме можно посмотреть, как в месте вашего нахождения будет выглядеть движение Луны, Солнца, Млечного пути, планет (некоторые действительно видны невооруженным глазом). Пересмотрев с десяток уроков от разработчиков, казалось, разобрался со всеми нюансами. Даже что-то уточнял в комментариях на Ютубе, где быстро давали разъяснения.

Долгожданная съемка несколько лет откладывалась по двум причинам: погода и отсутствие попутчика (своего транспорта у меня нет, а приятели «сливались»).



«Классическая» погода в полнолуние.

Как раз накануне очередной подходящей даты случайно объявился давний приятель, который согласился составить компанию. Съемку планировали день в день, ориентируясь на погоду. Была небольшая облачность, которая могла бы всё испортить, но в последний момент решили рискнуть и поехали. С погодой в итоге повезло, к вечеру небо стало почти безоблачным.

А теперь самое интересное.


Немного теории: чем дальше фотограф от объекта съемки, тем больше Луна на фоне объекта. По приложению я выбрал на нужной траектории две точки съёмки - за 3 км (у дороги возле лесопосадки) и за полтора км от замка (на окраине частного сектора). Не учел важный нюанс - разность высот. Приложение показывает её относительно уровня моря, но если на пути есть какие-то преграды и перепады рельефа, возможны «сюрпризы».


первая точка съёмки

Разность была -8 метров, т.е. замок как бы в низине. Это не казалось проблемой - здание не маленькое, 25 м, как минимум верхушки башен должны быть видны. Но это в теории, если бы между нами была идеальная равнина и чистое поле. На практике оказалось совсем не так, точку возле лесополосы мы нашли довольно быстро, но увидели перед собой только горку. Решено было ехать в другую, на окраине частного сектора, ближе к замку.



вторая точка съёмки

И это был целый пятиминутный квест - проехать надо всего полтора км, но времени уже почти не оставалось, у приятеля подглючивал навигатор, я подсказывал по ходу движения, куда поворачивать. Приехав во вторую точку, желаемого объекта съемки мы также не увидели. Здесь я не учел высоту домиков в частном секторе - они, конечно, поскромнее замка, но расположены ближе к нам и перекрывают обзор.
Становилось всё интересней - времени уже нет, кружим по частному сектору, пытаясь вырулить на нужную траекторию, намеченную в приложении, чтобы застать Луну именно на фоне замка, а не где-то рядом. Проехав почти весь частный сектор, заметили уже показавшийся краешек Луны, но удобной точки съемки так и не нашлось. Я выбежал из машины и сделал пару кадров на смартфон - на первом Луна и Мирский замок, на втором в ту же секунду (специально проверил exif данные) эпично взошёл… фонарь.

Здорово, что успел сделать два кадра (включите ночной режим чтения).



первый кадр на смартфон (без обработки)


второй кадр, эпичный «восход» фонаря

Затем поехали непосредственно к замку, чтобы поснимать хотя бы на ширик. Естественно, Луна в этом случае совсем мелкая и теряется на фоне фонарей.


Луна умело маскируется среди фонарей

Снял несколько кадров и на телевик, но совсем не с той точки и не с той композицией, как планировалось. Вот такие приключения астрофотографа.





Выводы сделал следующие.
  1. Снимать Луну лучше с большой горки или высотного здания.
  2. Если снимать с земли, учитывать не только разность высот, но и рельеф (а для этого надо хорошо знать местность, либо придется ехать «наудачу», как в этот раз). В идеале, чтобы от точки съемки до объекта было ровное поле.
  3. Выезжать сильно заранее, с хорошим запасом по времени, чтобы успеть проверить видимость объекта из нескольких точек, расположенных на нужной траектории.

Для начинающих могу отметить еще один нюанс, о котором знал заранее.

Чтобы нормально проэкспонировать весь кадр и не получить «жёлтый блин» на черном фоне, нужно учитывать время захода Солнца. В идеале снимать в «золотой час». Но чаще полная Луна появляется, когда уже довольно темно.

И у нас есть три варианта:

а) полагаться на динамический диапазон камеры, вытягивая тени и света из raw исходника;
б) снимать по 2 кадра с брекетингом экспозиции, потом собирать в Фотошопе;
в) снимать не в полнолуние, а за день до него.

В последнем случае восход Луны гораздо проще словить именно в «золотой час», а разница между полным диском и почти полным будет малозаметна.

Итог

Да, мы потратили время и ресурсы на дорогу, зато пообщались с давним приятелем, немного проветрились, получили какие-то эмоции и новый опыт.
И эпичный кадр восхода фонаря на фоне замка. В общем, съездили не зря.

Теперь буду подыскивать новые локации. А данная заметка с ценными советами, надеюсь, пригодится начинающим астрофотографам.

Кстати, если вы из Минска, на авто и готовы составить компанию в подобных фотопутешествиях, пишите, всегда ищу попутчиков!

Иван Заяц ©

https://vk.com/timefilming

https://www.youtube.com/@timefilming/

полнолуние, МирскийЗамок, астропейзаж, Луна, астрофото

Previous post Next post
Up