Как вы поняли, сейчас я активно интересуюсь видеосъемкой. Но есть целый ряд "подводных камней" при переходе с фото на видео.
1. Нужно гораздо больше оборудования, и оно дорогое.
Если хорошую фотографию без труда можно снять "с рук", имея в наличии только камеру и объектив, то для качественной стабильной картинки на видео нужны штативы, моноподы, слайдеры, глайдкамы, стедикамы и тд. В общем, куча дорогих запцацок. Например, один только монопод (одноногий штатив) запросто может стоить 300$, а электронный стедикам - около 1000$.
Можно, конечно, рискнуть и тоже поснимать с рук, но на постпродакшене это обернется большими проблемами - во-первых, стабилизируется далеко не всё; во-вторых, при стабилизации картинка кропается (обрезается по краям), потом растягивается до исходного размера кадра, из-за чего становится мыльноватой (теряется резкость).
Если нужно видео со звуком, то придется потратить еще пару-тройку сотен "зелени" на хороший петличный микрофон и рекордер (продвинутый диктофон). Для записи интервью понадобится минимум два микрофона. Кстати, если рассматривать не проводные, а более удобные - радиосистемы (например, Sennheiser), то это обойдется в несколько раз дороже.
Возможно, придется докупить и объективы. Например, я использую для фотосъемки только один портретник (в 90% кадров) и очень редко штатник с более широким углом обзора (для общих планов, съемки в помещении). Но отдельный видеофрагмент редко является самодостаточным произведением (как фотография), их нужно объединять в целостный ролик, а там важна смена и разнообразие планов.
И само собой, стоит отдельно сказать про камеры. Да, многие современные фотоаппараты снимают видео. Но лучше всего это делают лишь новейшие модели, да и то не у всех брендов. Нынешние фавориты - Panasonic и Sony (от 2,5 тыс $). У многих ли фотографов есть эти камеры? Правильно, в основном все фотографируют на Кэнон и Никон. Выходит, хотите снимать крутые видосики, меняйте камеру (или докупайте вторую). А к ней опять несколько дорогих объективов. Или переходник под свои кэноны долларов за 500, чтоб автофокус работал и тд.
Кстати, если мы снимаем не на улице или в светлом помещенни, то понадобится еще и свет (куда же без него!). На смену громоздким киношным Arri и Kinoflo сейчас приходят более дешевые и компактные LED панели, но это тоже не три копейки.
А что если нам захочется снять несколько эффектных планов с высоты птичьего полета? Нужно всего лишь купить квадрокоптер за 600-1500$.
Поскольку всё вышеперечисленное в обычный фоторюкзак точно не поместится, придется еще и тачку докупить:) Или ездить каждый раз на такси (микроавтобусе). Плюсуем 20$+ на транспортные расходы.
2. Нужен мощный компьютер.
Если фотографии можно "крутить" даже на устаревшем компьютере, то для работы с видео нужны мощные машины.
Например, на мой старенький ноутбук с 2 Гб оперативной памяти монтажная программа еле установилась (да и то пришлось искать какую-то древнюю версию), а при открытии в ней даже одного небольшого видеофрагмента зависала напрочь. В то же время для ретуши фотографий этот ноут использовался долгое время без каких-либо проблем. Правда, когда мне стали присылать на ретушь 40-50-мегапиксельные исходники, то и фотошоп начал изрядно виснуть. Пришлось-таки сделать апгрейд и купить современный системник.
3. Нужно изучать дополнительный софт.
Для монтажа роликов придется изучить как минимум одну монтажку (Avid, Adobe Premiere, Davinci Resolve, Final Cut, Sony Vegas и тд). Благо, некоторые из них бесплатны (УРА! хоть что-то для видео бывает бесплатным, невероятно!). Можно долго и муторно изучать софт "методом тыка", смотреть разрозненные уроки на ютубе, а можно купить и пройти хорошо структурированный курс, что выльется в копеечку (50-100$), зато освоите программу на профессиональном уровне буквально за месяц.
А если понадобится заменить фон на видео, сделать легкую ретушь (клинап), инфографику или крутую анимированную заставку? Для этого надо освоить Adobe After Effects (смесь фотошопа и монтажки). Осваиваем по той же схеме - либо ютуб, либо покупка курса.
Что же делать?
Есть ли выход, если у вас в кошельке нет лишних 10 000 $ на все расходы? К счастью, есть! Любую технику можно брать в аренду на конкретную съемку (и многие разумные люди так и делают). Даже киношники бОльшую часть оборудования арендуют. Благо, такие рентал-сервисы есть сегодня и в Минске. Для видео каждый винтик стоит неадекватно дорого и покупать его на одну-две съемки абсолютно нелогично. А цена проката камер и объективов обычно около 1% от их полной стоимости. Зачем тратить 1000$ на объектив, который можно взять на съемку всего за 10$? Зачем тратить 3000$ на камеру, если можно арендовать её за 25-30$?
Тут, конечно, стоит взвесить, насколько часто вам нужна та или иная техника и приносят ли съемки доход. Убежден, что вкладывать нужно в первую очередь в мозги, т.е. в обучение, а железки можно и арендовать. Даже у моих знакомых видеографов-свадебщиков, которые, казалось бы, неплохо зарабатывают на съемках и занимаются этим не первый год, нет собственного коптера, электронного стедикама и даже слайдера.
Другой вопрос: готовы ли клиенты дополнительно оплачивать прокат техники? Увы, не всегда. Если съемки простые и низкобюджетные, придется обойтись минимальным набором. Естественно, шедевров в данном случае ждать не стоит.
Выводы.
1. Любой винтик в видеопроизводстве стоит дорого.
2. Для создания эффектного видео нужен действительно большой набор техники.
2. Видеографу также необходим мощный компьютер и знание нескольких программ.
3. Оборудование необязательно покупать, можно брать в аренду на конкретные проекты.
4. Клиент, который не готов раскошелиться, скорей всего получит самый заурядный результат.
P.S.
Могу поработать за идею, если мне предоставят инструменты её реализации.
Для наработки портфолио готов поснимать без гонорара, если ваш типаж мне интересен и вы готовы оплатить аренду необходимой техники. Монтировать умею, сейчас активно осваиваю создание спецэффектов. Кстати, для вас это обойдется все-таки дешевле, чем нанимать среднестатистического видеографа, у которого все равно нет полноценного набора оборудования, нет знаний по постановке света, а весь креатив растерян на съемке однообразных свадеб. И уж точно дешевле, чем заказывать съемку в продакшн студии с большой командой.
Мой круг интересов и визуальный опыт весьма широки, поэтому я ищу заинтересованных людей (моделей, актрис, танцоров, спортсменов и тд.), которым важен результат. Также могу попробовать снять креативный рекламный ролик для вашего бизнеса.
Недавно хотел поснимать детей на роликах, написал объявление в соцсетях, нашлось несколько добровольцев. Списались с одной родительницей, обсудили всё довольно подробно. Потом я предложил снять слоумоушен, т.к. любое динамичное действие в замедлении смотрится наиболее эффектно. Естественно, для этого нужна особая камера - например, Panasonic GH4 (стоимость аренды - 20$). И что вы думаете? Съемка в итоге была отменена со словами "камера - это не мои проблемы! нам вообще это видео не надо, это вам надо!".
Вот ТАКИХ людей я точно не ищу! Если вы хотите абсолютной халявы, не готовы вкладываться и не заинтересованы в результате, это не ко мне. Моя позиция предельно проста: если мне интересна идея и объект съемки, могу поработать без гонорара, но дайте мне инструменты для реализации этой идеи. Вот и всё.
Иначе получается так: вы приходите к художнику, чтобы он написал ваш портрет, ничего не платите и к тому же хотите, чтоб холст и краски он сам купил. Где логика? В общем, я ищу ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ людей! Следите за объявлениями о поиске конкретных типажей в моих соцсетях.
Иван Заяц©
Добавляйтесь! welcome на съемку!
www.ivancoart.com__________________________________________________________________________________________________
ВАЖНО! Использование авторских материалов моего блога ЗАПРЕЩЕНО и преследуется по закону.
Разрешаются только репосты в соцсети с активной ссылкой на оригинал записи.