про китайских коммунистов во Владивостоке

Jul 28, 2021 11:33


Продолжаю окучивать благодатную тему взаимосвязи истории КПК и славного города Владивостока.

На этот раз написал о перспективах «красного туризма», открывающихся в связи с тем, что основали Коммунистическую партию Китая, собственно... из Владивостока ))

Статья опубликована в журнале «Окно в АТР» (№ 54), ссылка на полный выпуск в pdf здесь: http://www.oknovatr.ru/assets/uploads/numbers/6ej8-oknovatr-54-jule-sait.pdf

Но удобства ради размещаю текст ниже:

...1 июля Коммунистическая Китая отпраздновала столетний юбилей. Вообще-то первое собрание будущих китайских коммунистов состоялось в одном из районов Шанхая 23 июля 1921 года, но традиционно, начиная с 1930-х годов день рождения партии празднуется именно 1 июля - так решил Мао Цзэдун, присутствовавший на том самом первом съезде КПК. Причина этого «переноса» примечательна - в конце 1920-х - начале 1930-х годов, когда китайские коммунисты вели тяжёлую гражданскую войну с правительством, возглавляемым партией Гоминьдан, было не до торжественных мероприятий. И точную дату встречи в Шанхае попросту никто не смог вспомнить. Этот забавный факт лишь подчёркивает: за сто лет своей истории КПК прошла сложный путь от небольшого кружка марксистов к общенациональной партии численностью более 90 миллионов человек, в течение более 70 лет управляющей самой населённой страной мира.



К своему юбилею КПК достигла первой из двух так называемых «столетних целей» - победила абсолютную бедность и достигла уровня срежнезажиточного общества (сяокан). Теперь на повестке достижение второй «столетней цели» - построения «богатого, могущественного, демократического, цивилизованного и гармоничного модернизированного социалистического государства». Выполнение этой цели намечено на 2049 год - год столетия Китайской Народной Республики, государства, созданного под руководством КПК в результате победы в гражданской войне над Гоминьданом.

Любопытно, что создание Коммунистической партии Китая неразрывно связано с Владивостоком. И именно наш город, наравне с подмосковным посёлком Первомайским (территория Новой Москвы), где проводился VI-й съезд КПК в 1928 году, обладает наибольшим потенциалом для организации так называемого «красного туризма» - посещения памятных мест, связанных с историей Компартии и революционного движения.

Именно из Владивостока весной 1920 года в Китай выехал Григорий Войтинский - 28-летний эмиссар Коммунистического Интернационала, направленный для того, чтобы на месте организовать и по возможности консолидировать молодых китайских интеллигентов, интересующихся марксизмом и российской революцией. Известно, что помимо группы Войтинского из Владивостока в Китай направилось ещё несколько человек, действовавших независимо друг от друга. Одну из них возглавлял выпускник Восточного института по фамилии Титов. Другой выпускник «восточки» - 34-летний преподаватель русского языка Сергей Александрович Полевой - сыграл важнейшую роль уже по прибытию Войтинского в Китай.

В Китае Полевой жил с 1917 года, когда был направлен сюда по гранту Министерства просвещения Временного правительства изучать китайский язык. Стипендия была отменена после октябрьского переворота, после чего молодому человеку, оставшемуся без средств, пришлось искать работу. Сначала он преподавал русский язык в только что открывшемся Нанькайском университете в Тяньцзине, а с января 1921 года - в Пекинском университете. Здесь он и познакомился с Ли Дачжао, 32-летним заведующим библиотекой этого вуза.

Ли Дачжао был заметной фигурой в китайской интеллигенции. Он активно участвовал в событиях Синьхайской революции 1911 года, «Движения 4 мая» 1919 года и был известен своими прогрессивными взглядами. Его ассистентом в библиотеке работал молодой Мао Цзэдун. Именно Полевой смог организовать знакомство Войтинского и Ли Дачжао, с которого фактически началась работа по организации будущей Коммунистической партии.

Ли Дачжао в свою очередь познакомил эмиссаров Коминтерна с Чэнь Дусю - бывшим деканом филологического факультета Пекинского университета и редактором влиятельной журнала «Синь циннянь» («Новая молодёжь»), который к тому моменту жил уже в Шанхае. Отправившись в Шанхай, Григорий Войтинский совместно с Чэнь Дусю заложил основу будущей партии, первый съезд которой и состоялся сто лет назад, в июле 1921 года.

В те годы Владивосток сам по себе был центром расселения этнических китайцев. Китайская община начала формироваться в последние десятилетия XIX года, так как быстро развивающемуся городу была необходима рабочая сила (прежде всего, строители, разнорабочие, обслуживающий персонал), и Китай, где в то же время наблюдался её переизбыток, мог её предоставить. Учитывая нестабильность в Китае в 1910-20-е годы, даже с началом Российской революции и Гражданской войны привлекательность жизни во Владивостоке для китайских трудовых мигрантов не снизилась. Таким образом, к моменту окончательного установления на Дальнем Востоке советской власти в 1922 году проживающие во Владивостоке китайцы стали объектом значительного внимания со стороны коммунистов. Можно сказать, что в начале 1920-х годов Владивосток, наравне с Шанхаем, являлся одним из двух основных центров китайского коммунистического и просветительского движения.

Уже в сентябре 1923 года на совещании актива при Приморском губернском комитете РКП (б) было принято решение о начале массовой работы среди китайских рабочих. Одним из путей вовлечения китайцев в общественную жизнь, наряду с организацией клубов и изданием газет на китайском языке, стала организация школ по подготовке специалистов для работы среди китайского населения. Первым шагом в реализации этой задачи стало создание в июне 1925 года китайской секции при подотделе национальных меньшинств Владивостокского горкома ВКП (б). А уже в июле того же года было образовано китайское отделение при Приморской губернской советско-партийной школе (среднее учебное заведение), позднее преобразованное в отдельную Китайскую краевую Ленинскую школу (высшее партийное учебное заведение).

Школа была призвана готовить кадры не только для работы среди китайских рабочих, проживающих на Дальнем Востоке, но и для будущей работы в Китае, где на тот момент разворачивалась активная деятельность заметно окрепшей Коммунистической партии. Во Владивосток для стажировок в Китайской Ленинской школе, наравне с учебными заведениями Москвы (Коммунистический университет трудящихся Востока и Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена), направлялись молодые активисты Компартии из Китая. К сожалению, здание школы не сохранилось, хотя находилось в самом центре города - на перекрёстке улиц Алеутской и Светланской. Сейчас на её месте находится открытое пространство вблизи здания правительства края - историческую застройку в этой части города снесли ради строительства «белого дома» в начале 1980-х годов.

Зато сохранились здания, с которыми связано пребывание во Владивостоке ряда выдающихся китайских революционеров.

И первой среди них следует назвать Сун Цинлин - вдову лидера китайской революции Сунь Ятсена, одну из трёх знаменитых «сестёр Сун», вышедших в своё время замуж за выдающихся деятелей гоминьдановского Китая. В августе-сентябре 1927 года Сун Цинлин побывала во Владивостоке проездом из Уханя в Москву. Этот визит состоялся в трагическое для китайской Компартии время - когда временный союз с партией Гоминьдан был разорван по инициативе нового лидера Гоминьдана генералиссимуса Чан Кайши, и начались репрессии против китайских коммунистов. Ряд лидеров Гоминьдана, включая Сун Цинлин, образовали так называемое «левое крыло», выступив против политики Чан Кайши. Находясь во Владивостоке, Сун Цинлин дала интервью газете «Красное знамя», в котором заявила следующее:

«Я со всей категоричностью высказываюсь за сохранение союза Гоминьдана с китайской Коммунистической партией, за тесное сотрудничество с СССР, что является основным условием для успешного проведения в жизнь заветов Сунь Ятсена. И сейчас, когда китайская национально-либеральная буржуазия, руководящая в настоящее время правым крылом Гоминьдана, показала своё истинное предательское лицо, когда это предательство уже стало очевидным для широких масс трудящихся Китая, в китайской революции наступил перелом».

В Китай Сун Цинлин вернулась только в 1931 году и после победы коммунистов в Гражданской войне стала почётной председательницей Революционного комитета Гоминьдана - партии, образовавшейся в КНР из представителей «левого крыла». В дальнейшем она четырнадцать лет являлась заместителем председателя КНР, в том числе в 1968-1972 годах исполняла обязанности главы государства. Таким образом, Сун Цинлин является наиболее высокопоставленной женщиной за всю историю Китайской Народной Республики. Незадолго до смерти в 1981 году вступила в Компартию и получила статус «почётной председательницы КНР».

В 1920-30-х годах Владивосток несколько раз посетил выдающийся китайский революционный поэт, переводчик, литературовед, писатель публицист, главный редактор нескольких журналов Эми Сяо (настоящее имя: Сяо Кэсэнь, известен также как Сяо Сань). В 1928 году Эми Сяо, на тот момент выпускник московского Коммунистического университета трудящихся Востока и руководитель комсомольского комитета провинции Хунань, в ходе начавшейся гражданской войны против Гоминьдана получил ранение и спешно выехал для лечения в СССР. Проездом в Москву он побывал во Владивостоке. Здесь он познакомился с 25-летней девушкой по имени Васса Стародубцева, на которой впоследствии женился. Этот брак не длился долго, однако, от него родился сын - Аллан Стародубцев.

В Москве Эми Сяо продолжил учёбу, а также принял деятельное участие в разработке проекта латинизации китайской письменности (т.н. «нового алфавита»). В сентябре 1931 года во Владивостоке прошла первая конференция по «новому алфавиту», на которую прибыл Сяо. Он выступил на пленарном заседании с докладом «Проблема культурной революции среди китайских трудящихся в СССР». В дальнейшем именно во Владивостоке был создан Комитет китайского латинизированного алфавита, в 1932 году преобразованный в Дальневосточный комитет Нового Алфавита, началось издание трёх газет на латиницу, новая письменность активно преподавалась в учебных заведениях для китайцев, включая Ленинскую школу.

Владивосток являлся центром разработки и распространения «нового алфавита», а Эми Сяо являлся одним из активных поборников латинизации китайской письменности, что, по его мнению, должно было сделать образование более доступным. В этой связи в 1934 и 1937 годах Сяо ещё дважды посещал Приморский край: в 1934 году участвовал в конференции писателей Дальневосточного края, а в 1937 году встречался с артистами Дальневосточного китайского театра, ездил по китайским колхозам, читал лекции в Восточном институте и Ленинской школе.

В 1939 году Эми Сяо вернулся в Китай, где к тому моменту был образован «второй единый фронт Гоминьдана и Компартии», объединившихся для борьбы с общим врагом - японскими милитаристами. Сяо находился в Яньане - главной базе китайских коммунистов, воссоединившись с Мао Цзэдуном, с которым когда-то учился в одной школе. После образования КНР занимал различные руководящие посты, но больше прославился как первый биограф Мао Цзэдуна и автор перевода на китайский язык «Интернационала», с исполнения которого начинаются все значимые партийные мероприятия.

А уже позже, в наши дни, во Владивостоке побывали лидеры Коммунистической партии Китая. В сентябре 2000 года наш город посетил Ли Пэн - на тот момент председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (то есть парламента), а ранее, в 1987-1997 годах премьер Госсовета КНР (то есть глава правительства). Во Владивостоке Ли Пэн пробыл девять дней, причем в один из дней ему было присвоено почетное звание доктора права ДВГУ. В этот же период китайский руководитель встречался с губернатором Приморья Евгением Наздратенко, в ходе чего, как пишется в книге «Визит председателя Ли Пэна в Россию», «много говорилось о необходимости развития и укрепления отношений дружбы и добрососедства между КНР и Россией, о важности их совместного продвижения в наступающем XXI веке в направлении многополюсного мира». Примечательно, что год спустя между лидерами двух стран был подписан основополагающий Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (т.н. «большой договор»), двадцатилетие которого отмечается 16 июля 2021 года.

В сентябре 2012 года на саммит АТЭС приезжал Ху Цзиньтао, руководивший партией в 2002-2012 годах. Это был первый за всю историю визит во Владивосток действующего главы китайской партии и государства.

А вот следующий лидер Китая - Си Цзиньпин, пришедший к власти в октябре 2012 года, побывал во Владивостоке дважды. Впрочем, в первый раз в статусе заместителя председателя КНР (март 2010 года). А в сентябре 2018 года он посетил 4-й Восточный экономический форум в качестве главного гостя этого представительного мероприятия.

Количество объектов, которые за время пребывания во Владивостоке посетили видные деятели китайской Компартии, велико - однако, наиболее значимыми являются здание железнодорожного вокзала, через которое направлялись в Москву легендарные Сун Цинлин и Эми Сяо, здание бывшего Восточного института на улице Пушкинской, где читал лекции по «новому алфавиту» Эми Сяо, бывший корпус ДВГУ на улице Мордовцева, где награждался мантией почетного доктора Ли Пэн, и здания в новом кампусе ДВФУ в бухте Аякс, где пребывали во время участия в саммите АТЭС и ВЭФ лидеры КНР Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин. Думается, что, как минимум, на некоторых из этих объектов следовало бы поместить мемориальные доски, увековечивающие памятные события.

много букв, исторические параллели, город В., Дальний Восток, история с географией, Китай

Previous post Next post
Up