Ещё к впечатлениям от полевой поездки в Пограничный район.
Вот стоит столб. Сразу и не заметишь. Между тем, это, как мне кажется, главная достопримечательность и посёлка, и всего района. Не сам по себе, а именно с этим видом - на привокзальный скверик и расположенное позади историческое здание железнодорожной станции «Гродеково», построенной на рубеже 19 и 20 веков.
Что за столб - и местные сходу не скажут. В списке недвижимых памятников истории и культуры местного значения, утверждённом губернатором в 2000 году, значится: «Сквер круглый с декорированным (литым, чугунным) фонарным столбом, начало 20 века».
То есть столб вроде как фонарный, но освещения на нём никто не помнит.
И даже краеведы приводят противоречивые и не всегда правдоподобные легенды.
В газете «Вестник Приграничья» приводится рассказ местного жителя Владимира Шураева, который говорит о некоем богатом купце, установившем столб в память о своей жене, умершей от холеры - «чтобы память о ней, как свет, озаряла его жизнь».
Другая легенда выглядит ещё драматичнее. 16-летнюю дочь богатого купца изнасиловали четверо пьяных казаков (якобы, на этом самом месте, то бишь буквально в 20 метрах от станции - прим.). А сотворив злодейство, убили, выстрелив прямо в лоб. Отец поклялся не только найти убийц, но и жестоко их наказать. Вскоре один за другим погибли все насильники, а убиты они были одним способом - выстрелом в лоб. В память о дочери на месте её гибели купцом и был поставлен этот столб. «И смотрят на нас с него четыре лика прекрасной девушки со следом пули во лбу и четыре оскаленные морды нелюдей, как напоминание о прошлом злодействе».
В общем, «такая вот приграничная драма. Фадеев и племянники. Тут хоть вывернись, а всё идёт по накатанному сюжету: и жизнь, и слёзы, и любовь, не ко сну будет сказано» (с).
А ещё есть легенда, что фонарный столб этот был поставлен строителями КВЖД в ознаменование завершения строительства ветки от Харбина до российско-маньчжурской границы. И, якобы, всего таких столбов было установлено три: один близ станции «Гродеково», другой, вестимо, в Харбине, а третий, почему-то, на реке Крепостной, что протекает за посёлком по направлению к озеру Ханка.
Остатки последнего столба, по свидетельствам ветерана посёлка Дмитрия Ильича Пискуна, стояли на Крепостной до 1970-х годов, а потом и они оказались разрушенными. Дмитрий Ильич, собственно, и является единственным человеком, который в разное время видел все три столба, включая тот, что в Харбине, где он был с РККА в 1945-м.
Других свидетельств о загадочном столбе в Харбине лично я не знаю. Как указывает Д.И. Пискун, он был разрушен в 1950-е годы.
А вот гродековский столб сохранился. Есть ещё версия, что это и вовсе не для освещения было сооружение, а напротив - изначально фонтан, переделанный из-за отсутствия воды в фонарный столб. Доказательство тому то, что верхушка столба несколько выбивается из общего стиля. А разинутые пасти львов в нижней части - непременный атрибут фонтанов. Да и как архитектурная доминанта небольшого пристанционного сквера, близ которого раньше было ещё и офицерское собрание, фонтан выглядит уместнее, чем одинокий фонарь.
Так или иначе, раньше он являлся центром молодёжной «ночной жизни». Всё тот же Владимир Шураев вспоминает: «Самым большим развлечением молодёжи в 1920-е годы было встречать поезд «Владивосток - Харбин», который прибывал на станцию в 23 часов. К этому времени у фонтана в круглом саду (!!!, однако противоречие с другим свидетельством этого же старожила - прим.) на скамеечках собиралась молодёжь. Пели под гармонь. Разговаривали, боролись. Сюда же приходили и японцы, которые в годы интервенции жили у последнего вагона станции. Японцы любили бороться, демонстрировали свою силу, носили у пояса кинжалы…»
Снова центром жизни «сквер у столба» стал уже в начале 1990-х годов, когда здесь и вдоль всей улицы Вокзальной образовался стихийный китайский рынок. Между прочим, первый во всём регионе. Китайцы сходили с поезда и начинали тут же торговать, а съезжались на рынок со всего края. Позже глава района Павел Михайлович Коровин привлёк казаков и при их посредничестве перенёс рынок на отдельную оборудованную площадку на выезде из посёлка. Оттуда спустя несколько лет рынок переехал в Уссурийск.
А столб остался стоять, ведь он - «литой и чугунный», и только это о нём доподлинно известно.