Дух настоящих путешествий - в дневниках и травелогах путешественников конца 19-начала 20 веков. Но для поклонников 1970-80-х - свидетельства этого времени тоже имеют особую прелесть.
Особенно если речь идет о любимом Макао.
Штудируя советские востоковедные журналы конца 1970-х, натолкнулся на весьма необычную статью. Путевые заметки "Несколько дней в Аомыне" от итальянского профессора Пьетро Коррадини. Чего они делали в журнале "Проблемы Дальнего Востока" (1978. № 2. С. 180-186) рядом с разоблачением идеологической несостоятельности маоизма и гегемонистских планов Пекина в Юго-Восточной Азии, непонятно. Но весьма увлекательно. Основные впечатления от статьи публикую ниже (курсивом и после многоточия - мои замечания):
Автор попал в Макао в 1976 году. Два года до того в Португалии произошла "революция гвоздик". Был свергнут авторитарный режим, начался процесс деколонизации в португальских владениях по всему миру - остатках некогда могучей лузитанской колониальной империи. В Макао же мало что изменилось.
Да, 1 января 1976 года были полностью выведены португальские войска. Оставшиеся в городе португальцы-солдаты вошли в состав местной полиции. В феврале была создана Законодательная ассамблея Макао в составе 17 человек, из которых пятеро назначались португальским губернатором.
Макао продолжал оставаться в тени британского Гонконга. Автор сетует, что мало кто из туристов, посещающих Гонконг, заезжает в Макао. Разве что только приверженцы азартных игр. Две мощных точки притяжения для таких туристов - отель «Лисбоа» (葡京) и казино «Джайалай» (回力, вблизи причала, название, несмотря на свою внешнюю "китайскость", дано в честь спортивной игры, популярной в Стране басков) ---- оба заведения существуют до сих пор, хотя выглядят как абсолютное ретро на фоне своих соседей.
Вот эта обитель порока и разврата...
В основном, в Макао ездят сами гонконгцы. Цены на продукты здесь намного ниже - прежде всего, на рыбу и морепродукты. Цены на электронику - те же.
Макао - открытый порт. Таможенных пошлин нет даже на табак и алкоголь (в результате, цены на них ниже, чем в Португалии).
Аэропорта в 1976 году нет. Движение в КНР без специального пропуска запрещено. Так что попасть в Макао можно только морем и только из Гонконга. Между двумя городами курсируют быстрые суда на подводных крыльях ("с итальянскими двигателями", с удовлетворением отмечает синьор автор).
Препятствий для въезда почти никаких. Где-то в мире бушует "холодная война", но не здесь. Португальская виза свободно выдается в любом португальском консульстве. Кроме того, ее можно получить при высадке на берег в Макао гражданам тех стран, которые поддерживают дипломатические отношения с Португалией. Пошлина - 25 патак (курс к гонконгскому доллару такой же как и сейчас, фактически идентичны).
Гонконгцы (а также граждане Бразилии, Италии и неожиданно Бельгии) освобождены от пошлины. Запрещено высаживаться тем, у кого нет разрешения на возвращение в Гонконг (например, визы или резидентства).
Массового притока китайцев, в отличие от Гонконга нет, потому что португальцы строго контролируют перешеек между Макао и материаковой частью Китая. Фактически Макао превращается в остров, коим он и являлся до того, как португальцы засыпали в давние времена неглубокий пролив. Впрочем, продукты питания и вода все равно идут из Китая. Можно сказать, что город полностью зависит от КНР. Даже в период "культурной революции" снабжение города не прерывалось. КНР могла бы перекрыть кислород Макао в течении пары дней, но не делает этого, потому что пострадают, прежде всего, "заморские соотечественники".
К 1977 году население Макао примерно 300 тысяч человек (сейчас в два раза больше). Из них 96% - китайцы и только 3% - португальцы. Всего в городе лишь 23 365 католиков и 1899 протестантов. Поразительно низкие показатели для города, который несколько веков назад считался главным очагом католической миссионерской деятельности на всем Востоке.
Всю территорию Макао можно пересечь пешком менее чем за час: от порта, где в пейзаже доминирует баржа плавучего казино, до «Ворот цирка» (Porta do Cerco) на границе с Китаем, оттуда до ипподрома, где находится единственный официальный пограничный пункт пропуска с КНР. На окраинах Макао раньше простирались поля. Ныне, кроме приусадебных огородов, ничего больше не культивируется. Часть бывших полей превращена в водохранилище. (Сейчас всё застроено жилыми домами).
Сквер Васку да Гамы. Сейчас вокруг все застроено.
Официально Макао не считается колонией. Это «территория под португальским управлением». Такой мутный статус обусловлен историческими причинами. С 16 века по 1848 года китайцы воспринимали Макао как территорию, которую они передали португальцам для самоуправления в качестве жеста благодарности и для удобства торговли (учитывая, что понятие суверенитета тогда кардинально отличалось от нынешнего, в этом нет ничего удивительного). В 1848 году Португалия перестала вносить арендную плату, а в 1874 году власти этой страны заставили Цинскую империю не претендовать на суверенитет над Макао.
В 20 веке Макао периодически потряхивало от событий в материковом Китае. В 1922 году здесь отмечались крупные забастовки и попытки бойкота португальских товаров. С началом "культурной революции" в 1966 году были выступления рабочих (китайцев, естественно), требующих воссоединения с Родиной. В 1975 году, сразу после "революции гвоздик", была предпринята попытка восстановить прежние, связанные с салазаровским режимом власти. В тот год курс патаки стал падать по отношению к гонконгскому доллару, что грозило катастрофой местной экономике, положение было очень напряженным. Но стабильность спасли местные предприниматели (китайского происхождения), которые дали крупный заем португальской администрации.
Os Macaenses. Фото из блога Macau Antigo:
http://macauantigo.blogspot.ru/ Автор пишет, что к концу 1970-х годов главными «выгодоприобретателями» из статуса Макао (эдакий "неКитай в Китае") стали местные китайские олигархи. Главные из них: Стэнли Хо (проживает в Сянгане, с 1962 года концессия в Макао на игорные дома), Хо Ин (председатель китайской торговой палаты и директор банка «Дафэн»). Связанные с ними через цепочки сложных местнических и деловых гуаньси власти КНР - тоже не в накладе, как мы сейчас понимаем.
Местные власти и китайский бизнес полны решимости развивать Макао как туристическое направление. Опираться планируют на игорный бизнес. Но все, якобы, понимают, что азартные игры - ненадежная основа, и нужно дифференцировать доходы территорией. Например, с помощью экспорта. Экспортируются: текстиль, платье западного кроя и высокого качества, живой скот и продукция животноводства, посуда стеклянная и керамическая.
Развивается инфраструктура. Реконструируется паромный порт. Разрешен проед в Макао автомобилей, имеющих двойные автомобильные знаки (КНР: желтые с голубыми цифрами, Макао: белые с черными цифрами). Видимо, их пока мало, так как в начале статьи автор уверял, что граница на замке.
Острова Тайпа и Колоан пока стоят пустыми, но их освоение кажется автору делом недалекого будущего. Созданы мосты, соединяющие Колоан с Тайпой и Тайпу с сушей. Между Макао и Тайпой пока только один мост, но автор отмечает, что его ширина намного превышает имеющиеся потребности.
В конце же статьи синьор Коррадини отмечает, что "рано или поздно Макао будет возвращен Китаю. Что касается сроков, то создается впечатление, что ни с одной, ни с другой стороны не будет никакой спешки".
..........................................................
На деле же решение о возвращении Макао "в лоно Родины" было принято в 1987 году. Колониальные владения давно уже не приносили никакой экономической прибыли метрополии. В составе Португалии их держали историческая память и амбиции "великой державы", которые использовал авторитарный режим Салазара. После демократической революции потребность в этом отпала. Португальская администрация была заинтересована в возвращении Макао не меньше, чем пекинские власти, разработавшие к тому времени концепцию "одна страна - две системы" и заявлявшие об исторической задаче "объединения Родины" на всех партийных съездах.
Пожалуй, единственными, кто проиграл, являются местные китайцы (macaense). Конечно, в уникальном статусе им жилось (и живётся) намного лучше. Особым административным районом КНР Макао является с 1999 года, и 19 лет автономии уже позади. Впереди остался 31 год....
Никакой экспорт, конечно, не стал "второй ногой" местной экономики. В 90-е и особенно в нулевые годы Макао активно собирал все яйца в одну корзину - в игорно-гостиничный бизнес. В десятые годы все больше и больше стали говорить о том, что необходима дифференциация. Молодежь в казино не играет, чиновникам с континента воровать запрещают. Сейчас Макао позиционируется как город гастрономического и событийного туризма. Что из этого выйдет - пока непонятно.
Напоследок пара штрихов о том, о чем писал Коррадини 40 лет назад:
Макао с Тайпой за это время соединили еще двумя мостами. Тайпу и Колоан вообще соединили в один остров. Международный аэропорт построили. Скоро должны сдать автомобильный мост, который соединит Макао с Гонконгом (местные говорят, что он не нужен, но возможно это из вредности). С визами по-прежнему нет никаких проблем. А вот с движением автомобилей из разных юрисдикций (КНР, Гонконг, Макао) по-прежнему мутно.
А в целом, Макао по-прежнему остается самым романтическим, с легким привкусом светлой грусти (saudade), местом в мире. После Лисбоа, конечно )) Даже сейчас это так. А а 1976-м, наверняка, было еще круче. Как хотелось бы побывать там в это время! Но за отсутствием "машины времени" приходится довольствоваться старыми журнальными подшивками и ретро-фильтрами на смартфонах.
...Заглавное фото было сделано год назад. А вы чего подумали? ))