Проверяя сегодня свои научные достижения по базе данных elibrary, обнаружил, что в одной статье в весьма уважаемом журнале появилась ссылка на мой ЖЖ-материал шестилетней давности. Неожиданно. Я про него и забыл уже ))
Давайте вспоминать вместе.
Не то, чтобы я специально занимался данной темой (права человека в Китае), поэтому многие выводы по-прежнему кажутся немного схематичными, зато в очередной раз подумал, что фишка работы в университете как раз в том и состоит, что приходится браться за разные темы и в каждой из них стараться докопаться до сути, пусть даже и в схематичной форме. По-другому со студентами не получается ))
Заключение, конечно, нуждается в корректировке, так как при Си Цзиньпине гайки закрутили еще жестче. И без особых надежд на послабления.
Оригинал взят у
ivan_zuenko в
к вопросу о нарушениях прав человека в Китае Сегодня по просьбе Любови Ивановны Клим замещал ее пару у потока востоковедов 3 курса. В этой связи подготовил небольшую лекцию по фактическому (в отличие от конституционного) правовому статусу граждан КНР. Составлял, чесгря, практически на коленке за день до лекции, так что конструктивная критика (и просто замечания/комментарии от бывалых людей) приветствуются. В общем, выкладываю...
Нарушения прав человека и гражданина в КНР
(фактический правовой статус личности в КНР)
лекция в рамках курса «Социально-политическая система Китая»
Основные тезисы:
- в КНР формально декларируется значительный объем прав и свобод человека (гарантировано действующей Конституцией 1982 года и поправками 2004 года)
- в КНР существует авторитарный режим, возглавляемый Коммунистической партией Китая
- для традиционной китайской политической культуры в целом характерно иное представление о значимости прав и свобод человека, чем в западной цивилизации (во-первых, признается примат интересов всего общества над интересами индивида, во-вторых, признается условность правового статуса человека)
- КНР позиционирует себя как социалистическое государство, государственной идеологией которого является социалистическая идеология, отличная от наиболее распространенной в мире либерально-демократической идеологии
- в современном Китае государством систематически нарушаются декларируемые права и свободы человека
- правозащитная деятельность воспринимается руководством КНР как угроза безопасности страны и подвергается репрессиям
- вопрос о соблюдении в Китае прав человека является одним из основных в противоречиях между КНР и странами Запада; спекуляции на эту тему используются различными неправительственными организациями США и ЕС для дестабилизации социально-политической обстановки в КНР.
Из истории вопроса:
Вопрос о политической реформе (демократизация политического режима, снижение государственного контроля над обществом, фактическое, а не формальное соблюдение прав и свобод человека) - один из основных в плане дальнейшего развития КНР.
Наиболее активно призывы к политической реформе звучали в течение второй половины 1980-х гг. (во многом благодаря наличию в руководстве страны таких деятелей как Ху Яобан и Чжао Цзыян), кульминацией этого процесса стали выступления студентов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., подавленные властями, что на несколько десятилетий вперед предопределило осторожность КПК в этом вопросе.
В декабре 2008 г. известным китайским правозащитником Лю Сяобо была составлена т.н. «Хартия-08» (в честь 60-летия подписания Китаем Всеобщей декларации прав человека). Документ содержал призывы к политическим реформам и демократизации в стране и был подписан более чем 8 тысячами оппозиционно настроенных представителей интеллигенции как в стране, так и за ее пределами. Лю Сяобо был в свою очередь арестован и осужден на 11 лет, однако в 2010 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира (что вызвало протесты со стороны Пекина).
С точки зрения руководства КНР, «права человека» для Китая в силу национальной специфики означают, прежде всего, обеспечение материальных условий жизни населения, и именно на это направлен упор в деятельности государства. Курс на примат интересов общества над интересами индивида оставался неизменным и при власти партии Гоминьдан, и при власти КПК.
В настоящий момент вопрос о соблюдении прав человека в Китае используется оппозиционно настроенными общественными движениями (как правило, действующими из-за рубежа) и отдельными гражданами как основной протестный мотив. В то же время, как показывает практика, в основе протестных настроений в самой стране, начиная с 1980-х гг., лежит недовольство коррупцией в органах власти, сплав интересов номенклатуры и крупного бизнеса, расширение номенклатурных привилегий.
Особенности правового статуса личности в КНР:
Правовой статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские воззрения на роль человека в обществе, умаляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя внимание на преобладании коллективистских начал в общественной жизни.
- правовой статус личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец)
- в Китае отрицается концепция «естественных прав» (сформировалась в Западной Европе в 16-17 вв.) - права и свободы человека предоставляются гражданам КНР только самим государством, и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод
- права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку служат целям и задачам строительства социализма в Китае
- многие права и свободы дифференцируются по социально-классовому признаку (в частности, различаются права граждан и права трудящихся - например, право на образование имеют все граждане, а право на отдых только трудящиеся)
- ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер
- конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права (например, обязанность соблюдать дисциплину труда)
- большое внимание уделяется конституционному закреплению прав хуацяо
В целом, следует четко различать юридический и фактический статус китайских граждан
Нарушение прав человека в области гражданских прав и свобод:
По мнению правозащитников, в Китае нарушается одна из основополагающих индивидуальных свобод личности. Имеется в виду политика ограничения рождаемости, осуществляемая китайским руководством с 1980 г. («осуществление планирование рождаемости» является одной из конституционно закрепленных обязанностей граждан КНР). Кроме того, за пределами внимания правозащитников остаются и другие запреты китайских властей - например, запрет на погребение останков умершего земле (в КНР обязательной является кремация, что вообще-то противоречит традиционным китайским представлениям).
В целом, в Китае соблюдается право на свободу вероисповедания (особенно в контексте бума индивидуальной религиозности). Однако на территории КНР запрещена деятельность иностранных религиозных организаций, а все религиозные организации, имеющие корни за рубежом, в обязательном порядке контролируются правоохранительными органами, кандидатуры служителей культа согласовываются и утверждаются Госкомитетом по делам религий при Госсовете КНР. (Именно поэтому на территории КНР запрещена деятельность РПЦ - она действует только в диппредставительствах и ОАР Сянган - но потенциально возможно восстановление деятельности Китайской автономной православной церкви, образованной в начале 1950-х гг. и прекратившей свою деятельность в ходе «культурной революции»).
Что касается гражданских прав, связанных со свободой и неприкосновенности личности, то они значительно ограничены, особенно в части, касающейся уголовного преследования. Ни Конституция, ни УПК, не закрепляют принцип презумпции невиновности, однако есть право обвиняемого на защиту (со стадии судебного разбирательства). На практике и оно не соблюдается, ввиду нехватки в стране квалифицированных адвокатов, а также в связи с низким уровнем правосознания и правовой культуры, а также общей лояльности населения к государству.
Важной проблемой является наличие в Китае смертной казни как высшей меры наказания. Причем беспокойство у правозащитников вызывает не только сам факт смертной казни, но и сопутствующие факторы - например, то, что родственники приговоренного к казни могут не иметь возможности увидеться с родным, то, что высшая мера наказания может быть назначена за ненасильственные преступления (коррупция).
По данным правозащитников, пытки и издевательства над подозреваемыми в уголовных преступлениях являются для правоохранительных органов КНР общераспространенной практикой.
Судебные разбирательства являются закрытыми. Доступ общественности и представителей СМИ к судебному процессу запрещен.
Нарушение прав человека в области основных политических прав:
До 2004 г. (поправки в Конституцию) упоминание о «защите прав человека» отсутствовало в Основном законе страны.
На практике избирательное право соблюдается, но свобода выбора практически отсутствует, выборы проводятся на безальтернативной основе. Гражданами КНР избираются органы местного самоуправления (Комитеты сельских жителей, Квартальные комитеты) и Собрания народных представителей низшего (волостного) уровня. Большое количество административных препонов не позволяет принять участие в выборах в СНП оппозиционно настроенным гражданам.
Право свободы слова не соблюдается. Граждане, позволившие себе резко критические замечания в адрес существующего режима в СМИ, в ходе собраний и на пространстве Интернета, подвергаются гонениям (исключаются с работы, партии и т.д.), уголовному преследованию или насильственному лечению от психиатрических заболеваний. Несмотря на это, в нынешней КПК провозглашается курс на плюрализм мнений, утверждается, что обсуждение курса партии и наличие собственного мнение приветствуется.
Право свободы печати не соблюдается. В КНР существует отлаженная система цензуры, практически исключающая возможность критики власти КПК, неподконтрольное самому руководству страны и партии. Относительно свободное и критически мыслящее издание - «Наньфан цзаобао» (South China Morning Post), критически настроены издания, издаваемые на территории ОАР Сянган, в частности журнал «Чжэнмин». Массу критики, как правило неконструктивной и необъективной, содержит газета, издаваемая активистами секты «Фалунь дафа» «Великая эпоха» (спонсируется американскими НПО). Существует масса казусов, обусловленных особенностями цензуры в КНР - например, запрещено издание популярного путеводителя LP по Китаю, так как в разделе «история» указаны «неправильные» сведения о Тайване; в то время как путеводители этой же серии по отдельным провинциям находятся в свободной продаже.
То же касается распространения информации в целом - интернет тщательно цензируется (проект «Золотой щит», т.н. «Великий китайский файервол»), доступ к точкам доступа в Интернет ограничен и контролируется органами правопорядка. Что касается цензуры в Интернете, в настоящий момент она проявляется в том, что просматриваемые пользователи веб-страницы контролируются по ключевым словам, связанным с проблематикой госбезопасности (контент страницы не загружается); кроме того, анализ запросов пользователей авторизованных точек доступа анализируется соответствующими структурами. Поисковые машины, включая Google, Yahoo и Bing, фильтруют результаты поиска (т.е., например, на запрос «площадь Тяньаньмэнь» поисковик выдает страницы об истории и достопримечательностях площади, но не о событиях 4 июня 1989 года). Несмотря на то, что продвинутыми пользователями без труда обходятся барьеры китайской Интернет-цензуры, очевидно, что доступ граждан Китая к свободной информации ограничен. То же касается и иностранных радиопередач, которые в приграничье заглушаются китайскими радиопередачами с этнической музыкой.
Права свободы собраний и союзов не соблюдаются. Государство жестко контролирует деятельность всех общественных организаций, - прежде всего, представляющих хоть сколько-нибудь заметную силу (пример «Фалунь дафа»).
В государстве установлена однопартийная система, поскольку 8 т.н. «демократических партий» не оказывают какого-либо влияния на принятие властных решений. Помимо этих партийных движений других организаций, имеющих возможность участвовать в формировании выборных органов власти нет - их регистрация при нынешнем режиме невозможна.
Возможности для регистрации новых, независимых от диктата КПК, общественных организаций практически отсутствуют.
Право свободы уличных шествий и демонстраций ограничено, так как необходимо получить соответствующее разрешение от правоохранительных органов (при этом непродолжительные несанкционированные манифестации все-таки возможны, хотя их активисты, как правило, подвергаются уголовному преследованию).
Нарушение прав человека в области социально-экономических прав и свобод:
Социально-экономические права и свободы рассматриваются государством как приоритетные. Однако на практике не все права данной категории соблюдаются и тем более защищаются. Так, право на пенсионное обеспечение (ст. 43) не соблюдается для большей части населения КНР.
Права работника значительно ограничены наличием в Китае системы «хукоу» (фактически то же самое, что институт прописки в СССР и наличие системы регистрации в современной России - для переезда на другое место жительства китайцу следует не просто уведомить об этом власти, но и попросить разрешение). Без соответствующего разрешения гражданин не может переехать в другое место, а следовательно и официально там трудоустроиться (типичный случай влияния системы хукоу на свободу передвижения - невозможность для сельского жителя переехать в город).
Профсоюзы в КНР не являются независимыми от диктата Коммунистической партии (реализуется через подчинение профсоюзных активистов по партийной линии).
Право собственности и ее наследования не распространяется на землю - в Китае вся земля считается принадлежащей государству, при этом возможно только длительная ее аренда с правом наследования, продажи и передачи (что касается недвижимости, признается право собственности на строения, но не на землю, на которой они стоят).
Право на образование, получение материальной помощи от государства в старости, болезни и потери трудоспособности не распространяются на лиц, не имеющих гражданства (не зарегистрированных детей и т.д.)
Действующее законодательство практически не защищает права наемного работника при желании работодателя его уволить.
Нарушение прав человека в социо-культурной области:
Права на свободу научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры сильно ограничены действующей цензурой и установкой государства на контроль деятельности интеллигенции со стороны партийных и общественных структур.
Актуальные проблемы в вопросе соблюдения прав человека в Китае:
С точки зрения критиков действующего политического режима КНР, главными «болевыми точками» в области нарушений прав человека являются вопросы ограничения рождаемости, применения смертной казни, репрессий против активистов секты «Фалунь дафа» и политики Пекина в Тибетском и Синьцзян-Уйгурском автономных районах (заключается в попытках ассимиляции тибетцев и уйгуров с ханьским населением, ущемлении гражданских прав тибетцев и уйгуров). Кроме того, на Западе весьма популярны идеи независимости Тибета, обусловленные в частности наличием «правительства Тибета в изгнании», которое возглавляет Далай-лама (сам Далай-лама неоднократно высказывался за придание Тибету большей автономии в составе КНР).
В китайских реалиях существует огромное количество всевозможных запретов и ограничений, охватывающих едва ли не все сферы жизни (например, выход студентов за пределы студенческого городка, формально осуществляемый только с разрешения куратора академической группы), однако на практике подавляющее большинство из «бытовых запретов» не соблюдается или легко обходится.
Имеющиеся тенденции:
Следует отметить, что критика в адрес китайского руководства в отношении нарушений прав человека не оказывается неуслышанной. С 1991 года пресс-канцелярией Госсовета КНР издается «Белая книга», посвященная этому вопросу (своего рода официальный пресс-релиз китайского государства). В 2004 году внесены соответствующие поправки к Конституции. В настоящий период китайское общество испытывает процесс гуманизации, что отражается в частности в Уголовном кодексе. Так, в феврале 2011 г. в УК внесен ряд изменений, заключающийся в смягчении наказаний за некоторые преступления.
В настоящее время в ряде городов отменено соблюдение системы хукоу. Лица без разрешения жить в данной местности (хукоу) не подвергаются наказаниям. Это относится к Пекину, Шанхаю, Гуанчжоу и ряду более мелких городов.
Особое внимание к вопросу о правах человека оказалось приковано в связи с курсом на построение «гармоничного общества», выдвинутым Ху Цзиньтао. При этом, по мнению ряда аналитиков, в целом период правления Ху Цзиньтао (2002-2012) ознаменовался ужесточением цензуры и более жесткой позицией Пекина в отношении западной критике, чем период правления Цзян Цзэминя.
С точки зрения внешней политики, позиция КНР в области соблюдения/нарушения прав человека, с одной стороны, осложняет отношения со странами Запада. С другой стороны, толерантность Пекина в этом вопросе, нацеленность на невмешательство во внутренние вопросы других суверенных государств (чего КНР требует и от других), способствует облегчению контактов КНР и многих развивающихся государств (прежде всего, режимов в Африке и Азии, которые на Западе признаются тоталитарными и авторитарными).
Примечание автора: для учебы и расширения кругозора пользуйтесь nazdrovie, при использовании в научных и публицистических статьях пожалуйста ссылайтесь на автора и электронный ресурс.