Сайт Совета соотечественников в Китае опубликовал мой небольшой этюд на тему генеалогических исследований и истории нашей страны столетней давности, который я готовил для недавней конференции в Мукдене:
http://www.russianchina.org/articles/2017/05/04/8121 В нем я немного рассказываю про то, что такое генеалогия, привожу примеры того, как совместно с отцом раскапывал семейную историю и в частности обнаружил, что я не являюсь первым в нашей родне человеком, имеющим отношение к Китаю.
Но если я впервые оказался в Китае в июне 1998 года на рейсовом автобусе "Владивосток-Харбин", то мой дальний родственник Михаил Родигин очутился здесь в ноябре 1920 года. Отступая в Харбин по КВЖД с разбитыми частями армии Колчака.
Судьба его вообще примечательно и в чем-то типична. Его отец и дед были преуспевающими заводчиками в селе Шаркан Вятской губернии, а сам поработать не успел. В 19 лет был призван на фронт; воевал в Первую мировую и Гражданскую войны. Сначала в рядах Ижевско-Воткинского восстания, а после его разгрома со своей дивизией примкнул к армии Колчака. Прошел с ней весь путь до Забайкалья. Оказался в Харбине, где прожил несколько лет. Поучаствовал в последнем эпизоде Гражданской войны - "Якутском походе" генерала Пепеляева. После его разгрома был арестован, судим - собственно все детали его биографии известны из материалов приговора; осужден на пять лет. Что было дальше - неизвестно.
...Но для меня интереснее другое. Во-первых, судьбы поколения. Читая "Тихий Дон", я не мог избавиться от ощущения, что читаю о судьбе очень близких мне людей - настолько много параллелей в судьбе Григория Мелехова и моего родственника Михаил Родигина, равно как и в биографии тысяч других наших соотечественников.
Во-вторых, проблема жизненного выбора и "инерция насилия". На примере биографии Михаила Алексеевича я хорошо понимаю, что "именно стечения обстоятельств, зачастую неочевидные и случайные, определяли судьбу человека в драматических событиях столетней давности. Сейчас среди нас есть потомки и тех, кто сражался за «красных», и тех, кто был за «белых», и это, как мне кажется, является фактором, нас не разъединяющим, а, напротив, соединяющим - потому что это наша общая история, наша общая судьба и наша общая трагедия".
Последние предложения - это уже цитата из текста. В общем, welcome.
Для меня, помимо прочего, это еще один кирпичик в проект "Мои Наши", которым я занялся год назад, и в котором уже успел рассказать про своих прадедов
Зуенко Николая Савельевича и
Хадиулина Галима Хадиуловича.