Есть старое противостояние людей, которые сперва прочли произведение Стругацких "Понедельник начинается в субботу", а затем посмотрели фильм "Чародеи", и тех, кто смотрел только фильм, а о произведении и не слышал.
Первые заявляют, что фильм исказил произведение, по которому поставлен, до неузнаваемости, и от того плох.
Вторые говорят, что фильм хорош сам по себе.
Лично я долго полагал, что фильм - это вообще другое произведение, которое никакого отношения к книге не имеет. Просто - в нём есть некоторые заимствованные элементы. Собственно - от книги там фамилия "Киврин" и существование некоего научного заведения, занимающегося вопросами. Всё!
Так вот - сегодня получил комментарий от пользователя
dva_kitaica, который закрыл вопрос гениальным способом, причём - всё объяснив.
Это то что называется "литературная вселенная". Действие "Чародеев" происходит в том же мире, использована другая локация, время действия - двадцать лет спустя. Если бы АБС хотели защитить свою работу (сценарий на 100% авторский) то им достаточно было бы сказать что это НЕ экранизация "Понедельника" а отдельный сюжет. Это очевидно но это противоречит общепринятым оценкам и стереотипному мнению. Разговоры о некоей "экранизации" продолжаются уже почти что сорок лет, я помню премьеру и помню ожидания перед премьерой, все ждали экранизацию романа, разочарование было огромное, люди того поколения до сих пор не могут исчерпать свою обиду, а фильм Бромберга оценивается ими как худшая экранизация Стругацких. Но на самом-то деле это фильм снятый по сценарию Стругацких, являющемуся отдельной историей цикла ПНвС.
Важной и интересной с точки зрения развития этого мира. Значимы и существенны вовсе не герои ПНвС а сам мир ПНвС. История персонажей продолжена в СоТ. Да, в этом романе продолжены линии главных героев: Привалова, Корнеева, Выбегаллы. Но сам мир "Понедельника" в "Сказке" исчезает, превращается в условность, чистую декорацию, иллюстрацию для неких примерно-показательных моральных и этических ситуаций. Между тем мир ПНвС это наша реальность и наша история, а сравнение проведенное авторами в экранном продолжении романа крайне интересно и показательно, "Чародеи" это анти-понедельник, это общество в котором учреждения пустеют ровно в шесть вечера и ни минутой позже, а главным занятием тех кто в них работает является встреча Нового года. Шестидесятники попросту не узнали постаревших себя, то раздражение которое вызвал фильм "Чародеи" само по себе крайне любопытно и интересно, получился эффект дискурса.
И всё встаёт на свои места. Тот же мир, где есть магия, но совершенно другие место и время. В итоге - "Чародеи" это даже не продолжение, а совершенно другая история.