Поучительная биография для школьников и студентов
«Почва есть такое же самостоятельное естественно-историческое тело, как любое растение, любое животное, как любой минерал, … оно есть результат, функция, совокупной взаимной деятельности следующих агентов почвообразователей: климата данной местности, её растительных и животных организмов, рельефа и возраста страны или абсолютной её высоты, наконец, подпочвы, (т. е., грунтовых материнских горных пород)».
Профессор В.В. Докучаев, 1899.
1 марта исполнилось 170 лет со дня рождения Василия Васильевича Докучаева (1846-1903). Много лет прошло, но его научная и организационная работа до сих пор служит примером того, как увлекательные исследования приводят к удивительным результатам и появлению новой науки. Поиск неизведанного всегда начинается с новой идеи, которую надо уметь доказать, защитить и дать ей развиться. Только в конце этого пути приходят признание и почётные награды. Каждая новая наука становится ещё одной ступенью в нашем познании природы и общества. Биография В.В. Докучаева преподаёт исторический урок будущим первооткрывателям, она как план действия поможет сконцентрировать усилия для научного прорыва порождающего неведомые пока самостоятельные отрасли знания.
Любой научный путь начинается с овладения знаниями. Жизнь В.В. Докучаева была связана с Императорским Санкт-Петербургским университетом, где он учился и работал. Он сам захотел учиться в университете впервые услышав публичные лекции по естествознанию, которые читали его преподаватели. Науки о природе заинтересовали будущего учёного и перевернули его мировоззрение. Новому студенту повезло с профессорами, достаточно сказать, что химию преподавал сам Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Важным было и дополнительное самостоятельное образование, здесь надёжным помощником служила библиотека. Только усвоив базовые знания смежных наук можно понять пути развития наук.
Учился В.В. Докучаев хорошо и даже давал уроки другим студентам. С трудом ему давались только иностранные языки. Дело в том, что начальное образование он получил в семинарии, а там изучали только «мёртвые языки» (латынь и древний греческий). Языковая проблема, в последствии, замедлила распространение учения В.В. Докучаева за рубежом. Помощь с научными переводами ему оказывали жена Анна Егоровна (1846-1897) и его ученики. Мы видим, что наука по-прежнему не имеет границ, поэтому очень важно получать самые современные знания из основных научных центров, где говорят и пишут на разных языках. Чем раньше вы их начнёте изучать, тем шире будет ваш кругозор.
В.В. Докучаев остался работать в университетском музее, где он получил навыки организаторской работы не только с минералогическими и палеонтологическими коллекциями, но и в Санкт-Петербургских научных обществах. И сегодня для будущего учёного важна организованность и аккуратность, чему способствует увлечённое коллекционирование (марок, монет, минералов, окаменелостей и пр.). Главное выбрать тему коллекции и разложить её по системе. Занятия кружках помогут глубже изучить тему, очень удобно если он будет при музее, где всё уже наглядно систематизировано.
Многие годы В.В. Докучаев читал в университете лекции по минералогии и кристаллографии, а в каникулы собирал научный материал и коллекции в экспедициях. Его отчёты и обсуждения геологических экскурсий на заседаниях научных обществ вылились статьи, и в диссертацию «О способах происхождения долин рек». Давно известно, что лучший способ научиться чему-нибудь - это учить других. Доклады на кружках и в школе станут залогом вашего успеха. Подготовка к ним заставит шире взглянуть на обсуждаемый вопрос, создать план выступления, выделить главное, наглядно коротко и ёмко изложить тему.
Не сомневайтесь, ваши усилия будут замечены, как это случилось с В.В. Докучаевым. Его приглашали принять участие в создании карт, организации научных программ, обществ и съездов. До сих пор невозможно представить, как он всё успевал. Но, надо помнить, что любое предложение открывает новые перспективы исследований и возможности. Переломным оказался вопрос о чернозёмах, поставленный Императорским Вольным экономическим обществом. В аграрной Российской империи эти плодородные почвы следовало точно определить для правильной оценки и налогообложения. В.В. Докучаев начал с анализа всей литературы по этому вопросу. Так была создана обзорная статья, программа исследований и сформирована специальная «Чернозёмная комиссия». В то время всё еще существовали гипотезы происхождения чернозёмов на месте лесных пожаров, морских болот и размыва чёрных глин. Агрономы изучали только ту почву, которая удерживает и питает корни растений, химикам важны были удобрения, геологов интересовали состав и свойства субстрата, а биологи только открывали для себя почвенный мир. Важно было найти более широкий подход к почвам, чтобы их понять.
Пять летних сезонов В.В. Докучаев посвятил изучению границ распространения чернозёмов. Он практически пешком обошёл всю европейскую часть России. Везде копал ямы, как геолог описывал слои почвы и грунта, химически определял концентрацию плодородного вещества - гумуса. Благодаря этим измерениям удалось составить точную почвенную карту. Огромная работа увенчалась защитой докторской диссертации и публикацией книги «Русский чернозём» в 1883 году. В ней было научно обосновано то, что почва - это не поверхностный слой или нанос грунта, а особое уникальное природное образование и самостоятельный объект исследования, причём, наиболее ярко свойства почв проявлялись именно в чернозёмах. Формирование почв происходит благодаря одновременному и совокупному действию так называемых факторов почвообразования, где со временем горные породы преобразуются живыми организмами в зависимости от климата и рельефа. Так, благодаря университету и научным обществам, был пройден первый этап в создании новой науки - определён объект исследования и разработаны собственные методы его изучения.
На втором этапе молодой науке было необходимо доказать своё право на существование. Для этого были нужны более широкие исследования с привлечением специалистов из смежных наук: геологии, географии, биологии, химии и даже статистики. Эту задачу профессор В.В. Докучаев выполнил проведя многолетние почвенно-оценочные работы для нескольких губерний и крупных хозяйств помещиков. Почвоведению в них отводилось центральное и связующее место. Такие комплексные работы с десятками томов отчётов стали первыми системными экологическими исследованиями. Научные достижения можно было реализовывать на практике, и тем самым значительно расширять и углубить исследования. Для столь масштабных работ он прежде всего привлекал к работе своих студентов. С каждой новой экспедицией всё шире становился круг его учеников и единомышленников. Результаты исследований публиковались, демонстрировались на всероссийских и всемирных выставках, на их основе организовывались первые краеведческие музеи. Так завоёвывался авторитет новой науки и зародилась «Докучаевская школа почвоведения», насчитывающая в последствии более 60 авторитетных учёных. Среди них будущие академики В.И. Вернадский, Г.Н. Высоцкий, К.Д. Глинка, а также В.К. Агафонов, В.П. Амалицкий, П.А. Земятченский, П.В. Отоцкий, Н.М. Сибирцев и другие учёные. Большие просторы европейской России позволили выделить и проследить распространение нескольких типов почв и создать их первую классификацию. Так появились первые карты почв, которые со временем охватили всё Северное полушарие. В почвах В.В. Докучаев видел «зеркало» в котором отражаются все условия почвообразования, так родилась география почв и было сформировано целостное учение о природной зональности.
В.В. Докучаев старался организовать изучение почв на новом уровне, для этого требовался особый почвенный институт с музеем, библиотекой и лабораторией, а также собственный научный журнал и даже газета. В.В. Докучаев создал и возглавил Почвенную комиссию при Вольном экономическом обществе, и редактировал её издания. Он даже вышел на государственный уровень создав при Министерстве земледелия и государственных имуществ «Бюро по почвоведению». Реформируя сельскохозяйственное образование, он основал первую кафедру почвоведения. В остальном его идеи государственные чиновники не поддержали, для них почвы по-старинке были частью геологии или агрономии.
Так в конце 19 века, обнаружилось, что новая наука обогнала своё время в России, а обширные научные публикации оставались малоизвестны за рубежом из-за «языкового барьера».
Выйдя на пенсию, после 25 лет работы в университете, В.В. Докучаев отдал силы популяризации науки о почвах. Его публичные лекции в разных городах, брошюры и газетные статьи привлекли большое внимание. Он стремился не только ознакомить земледельцев и экономистов с достижениями науки, но и показать её практическое значение.
Большую помощь в развитии и распространении идей В.В. Докучаева оказали его ученики. Они демонстрировали успехи почвоведения на международных выставках и конференциях, написали новые учебники, выпускали карты, организовывали научные журналы, ассоциации, музеи и институты. Так расцвело почвоведение, которое тесно связано с именем В.В. Докучаева, его дальнейшее развитие идёт уже по широким международным научным программам.
Важно помнить научный путь В.В. Докучаева и его мудрые советы, ведь, как и в старые времена рождение и становление новых научных направлений всё ещё зависит от их непосредственных организаторов, а развитие происходит в научных школах.