Иисус Христос как историческая личность

Oct 09, 2009 01:00


Под катом представлены независимые от Библии исторические документы, в которых так или иначе упомянут Иисус. Далеко не все из них имеют христианское происхождение, кое-где Христа называют то софистом, то ещё как; Его учение - «зловредным суеверием», «пагубой» и т.п. Поэтому предлагаю окончательно замолчать всем тем контрхристианам, главным аргументом которых является что Иисус-де не существовал, потому что нигде не упомянут кроме Библии.

Ну, во-первых, знаменитые «Анналы» Корнелия Тацита, благодаря которым слово «Анналы» стало нарицательным:
«Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме... Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады...».

Талл, историк, уроженец Самарии, писавший около 52 г. (всего через 20 лет после казни!). К сожалению, его работы сохранились только в цитатах других авторов, в частности, Юлия Африкан. Он упоминает работы Талла в очень интересном ключе:
«В третьем томе своей «Истории» Талл объясняет эту тьму затмением солнца, что, по моему мнению, неразумно».
До этого Юлий Африкан писал о тьме во время распятия Христа. Таким образом, евангельский рассказ о тьме, покрывшей землю во время распятия Христа, был хорошо известен.

Флегон, историк I века, в своих «Хрониках» также писал о затмении солнца во время казни через распитие.

Мара-Бар-Серапион
В Британском музее хранится интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 г. Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара-Бар-Серапнон своему сыну Серапиону. Автор письма в то время находился в тюрьме, но писал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа:
«Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки - он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки - он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении».
В общем, автор этого письма считает Христа такой же существующей личностью, как Сократа или Пифагора.

Лукиан из Самосяты, сатирик II века н.э., в книге «Перегрин» прямо писал о Христе, который-де
«...был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ... Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам...»
Ну, кто мне в этой фразе найдёт пресловутую «поповскую претенциозность и мракобесие, затуманившее мозги миллионам слепых дебилов», а ;-)?
Также Лукиан несколько раз упоминает христиан в своей книге «Лжепророк Александр», в главах 25 и 29.
Несмотря на то, что он с презрением относился к христианам и Христу, из этих отрывков можно увидеть, что:
1. Он считал Христа не вымыслом, а реальной личностью
2. Некоторые моменты учения Христа, которые им описаны, совпадают с Новозаветными источниками (видно даже в приведённой цитате).

Материал по истории Палестины новозаветной эпохи содержит Талмуд. Этот обширный сборник иудейских церковных уставов, законов, нравственных предписаний и легенд складывался на протяжении II-V веков н.э., начало же его восходит к I столетию до н. э. Есть в нем и указания на Христа, но они даны в форме зашифрованных и глухих намеков. Чаще всего Талмуд называет Иисуса «Назарянином» или «тем человеком». Сказано, что Он «занимался чародейством и свёл Израиля с пути», что Он «научился магии в Египте» и что Его «повесили накануне Пасхи» (Талмуд, Санхедрин, 43a; 107в; Сота 47а и др.)
Работы еврейских раввинов, среди которых было много противников христианства, также содержат упоминания о Христе, сыне Марии, который родился в Назарете. Он называется в них «Иешу Бен Пандера» - то есть «Иешуа, сын девы».

О том, что Христос - реальная личность, также свидетельствовали Поликарп, Евсений, Ириней, Игнатий, Оригенидр.

Ну, и напоследок - ответ на вопрос , почему такие отрывочные источники.
Во-первых, отсутствие книгопечатания ограничивало число рукописей, что облегчило полное исчезновение огромной массы манускриптов. Достаточно указать на следующие цифры: из 142 книг «Истории» Тита Ливия сохранилось лишь 35; из 40 книг Диодора Сицилийского до нас дошло всего 10; из 20 книг «Археологии» Дионисия Галикарнасского осталось 9. В ничтожных отрывках дошли до нас сочинения Николая Дамасского, совсем исчезли «История» Помпея Трога, исторические работы Страбона, Плиния Старшего, Юста Тивериадского. Даже упомянутые «Анналы» Тацита не дошли до наших дней полностью.
При таком положении вещей нельзя категорически утверждать, что о ком-либо в литературе не было упоминаний.

Во-вторых, странно требовать от античных авторов сведений о таком незначительном в их глазах факте, как кратковременная деятельность некоего Учителя в глухой восточной провинции. Тогда повсюду странствовали различные проповедники, и Христос, с точки зрения язычников, ничем от них не отличается. (Н. Машкин. История древнего Рима. М., 1949, с. 21 сл.)

Известный востоковед, академик Н. Никольский писал: «Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами. Его преследуют за то, что он стал народным героем, что его готовы провозгласить «Царем Иудейским», как провозглашали в ту эпоху многих вождей народных восстаний. Его ведут к римскому прокуратору, которому именно были подсудны дела о бунтах. Он приговаривается к смертной казни через распятие, обычной казни, применявшейся римлянами к восставшим рабам. Тут нет ничего несообразного, напротив, все чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской жизни и в то же время вполне соответствует порядкам, которые были установлены римлянами».

P.S. Людям с другими аргументами предлагаю не замолчать, а помолчать. Данный пост ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО про исторические свидетельства существования Христа как исторической личности.
P.P.S. Почему только один пруфлинк в статье, на историю древнего рима? Потому что бо́льшая часть материала взята из источника, как пишут в википедии, с «неэнцеклопедическим стилем». Многое там, к сожалению, претенциозно и было «причёсано» или вовсе выкинуто перед публикацией здесь. И всё равно осталось дофига текста. Надеюсь, осилите.
P.P.P.S. Завтрашний пост - про секс.

религия

Previous post Next post
Up