"Рыночная ориентация" (Э.Фромм)

Feb 10, 2017 10:23



Рыночная ориентация -понятие введённое немецко-американским психоаналитиком, создателем отдельного направления психотерапии - гуманистического психоанализа - Эрихом Фроммом. Оно определяется, как определённая психологическая установка относиться к самому себе и к окружающим людям, как к товару, ценность которого может быть определена так называемой меновой стоимостью. Здесь имеется в виду, что для успешной "продажи" себя в качестве работника, получающего зарплату за свою деятельность, или же в качестве человека, могущего извлечь какие-то выгоды из знакомства с принимающими решения людьми, необходимо иметь не только потребительскую ценность, но и меновую. Потребительская ценность - это явно одобряемые и необходимые для успешной работы качества - добросовестность, трудолюбие, продуктивность, честность, вежливость, благопристойность и т.д. Это например, то, что обычно заявляется в описании вакансии.
Однако в случае принятия решения определяющую роль играет не потребительская, а меновая ценность - набор личностных качеств, которые подходят конкретному "покупателю" этой личности. Фактически, мы все понимаем это подспудно, когда стараемся как-то понравится потенциальному работодателю или же ... потенциальному партнёру. Кроме того, что мы должны ответить самим себе на вопрос: "что мне даст в материальном плане сотрудничество с этим человеком", необходимо также ответить на вопрос: "а что я получу психологически взамен того, что он получит от меня".

Рыночная ориентация, с одной стороны, является необходимым качеством для успешного зарабатывания денег в современном мире. Однако есть и оборотная сторона медали. В условиях постоянной чрезвычайно изменчивости "рынка личности" наиболее успешным будет та личность, которая способна быстро развивать у себя необходимые, запрашиваемые рынком, черты. Таким образом, наиболее успешные люди вынуждены вместо понимания собственной индивидуальности и развития своих, родных, психологических свойств, развивать внутри себя некую гибкую "пустоту", которую в любой момент можно "наполнить" тем качеством, которое в данный момент запрашивает рынок.

В крайних, декомпенсированных случаях, неблагоприятное соотношение такой "пустоты" и своей психологической индивидуальности приводит к ощущению деперсонализации, пустоты, бессмысленности жизни, "автоматичности" всего происходящего. Когда неудовлетворённость достигает критической отметки, могут появиться и вполне клинические симптомы, такие как боль в сердце, спине, желудке, подёргивания в различных небольших мышцах, состояние тревоги или депрессии, нарушающие повседневную жизнедеятельность. В таких ситуациях может помочь обращение к психоаналитику, психотерапевту или психиатру.

P.S. Поставьте, пожалуйста, лайк, мне будет приятно!

Найди у себя

Previous post Next post
Up