Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер

Apr 03, 2014 20:54



Маргарет Малер - венгерский врач-психиатр, психоаналитик, разработавшая собственную теорию развития ребёнка, основанную на понятиях сепарации и индивидуации. Надо сказать, что эта теория дополняет теорию Фрейда о психосексуальной развитии. Во-первых, Малер рассматривает развитие, как процесс формирования целостного образа окружающих людей - внутренних объектов. Во-вторых, теория сепарации-индивидуации очень подробно описывает развитие детей до 2 лет. И в третьих, по Малер, развитие непрерывно и не зависит от фактического возраста, а определяется лишь тем, на какой стадии сейчас находится человек.

Итак, с рождения до 2 месяцев ребёнок находится в аутистическом коконе (а некоторые так в нём и остаются) - он не реагирует на окружающий мир более того, что необходимо ему для удовлетворения потребностей. Фактически, на этой стадии объекта нет, есть лишь нечто общее и неотделённое, и мать, и окружающий мир, и сам ребёнок слиты в его восприятии. Эта стадия называется аутистической.

Далее, со второго по 4-5 месяцы идёт фаза симбиоза: ребёнок формирует материнский объект, мать превращается в главный объект любви, формируется прочная привязанность к ней. В этот период очень важен эмоциональный климат, т.к. ребёнок начинает "питаться" отношением матери, её переживаниями и реакциями.

Затем идёт самая важная фаза - собственно фаза сепарации и индивидуации, которая состоит из 4 подфаз. Но сначала определимся, что сепарация - это процесс психического отделения ребёнка от матери, обретение собственного Я, а индивидуация - это процесс обогащения Я новыми образованиями, навыками, знаниями и т.д. Подфазы:
1. Дифференциация. В норме до 9 месяцев. Интерес ребёнка смещается с действия на его результат. Ребёнок интересуется не связанным с матерью окружающим миром, однако находится всегда рядом с ней, мать для него - безопасное место.
2. Подфаза практики. До 15 месяцев. Ребёнок воодушевлён своими способностями (он может поднять и кинуть мяч, может сам дойти до другой стены, может собрать игрушку и т.д.). Очень важная фаза, т.к. у ребёнка появляется интрапсихический образ матери, вследствие чего он может некоторое время находиться без неё и даже играть с незнакомцами. Однако более длительное расставание приводит к безразличию к игре, озабоченности и поиску матери. Слишком долгая разлука вызовет временное безразличие к матери.
3. Репрошман (в переводе приблизительно "возвращение"). Приблизительно до 2 лет. Ребёнок приходит к осознанию того, что он не всесилен, что порождает ощущение одиночества и беспомощности. Может резко переходить от эйфории к гневу. Ребёнок теперь может пробовать управлять своей агрессией, однако научиться он правильно распоряжаться своей силой или нет, зависит от матери. Ребёнок, с одной стороны, хочет подстроить весь мир под себя, с другой - понимает, что это невозможно. Сила его влечений превышает его собственные возможности по контролю, поэтому важно, насколько мать сможет доносить своё собственное отношение к действиям ребёнка в этот период. Если он поймёт, что одни его действия радуют маму, а другие - огорчают, у него появиться стимул чаще доставлять себе удовольствие, радуя маму, и таким образом принцип удовольствия поможет справляться с влечениями к жизни и к смерти.
4. На пути к постоянству либидинозного объекта. Эта стадия, по Малер, продолжается всегда. Ребёнок должен разрешить конфликты между своими желаниями и запретами со стороны матери и уметь терпеть амбивалентность. Эго постоянно развивается, также ребёнок развивает внутренние психические объекты близких людей, отношения с ними становятся более прочными и зрелыми. Ребёнок (или уже даже необязательно ребёнок) обретает уверенность, что его хорошие отношения с близкими будут продолжаться, несмотря на недолгие разлуки или временные вспышки гнева. Человек обретает способность к саморефлексии.

Малер также немного говорила о роли отца: в возрасте 18 месяцев ребёнок чётко идентифицируется не только с матерью, но и с отцом. Именно отец помогает ребёнку регулировать свою агрессию, показывая своим примером, как можно её сдерживать или переводить в другой вид деятельности.

Ещё теории развития:
Теория психосексуального развития З.Фрейда - http://ivan-psycho.livejournal.com/37415.html

Статьи, Психоанализ

Previous post Next post
Up