В следующем году на мировые экраны выходит новый фильм Юрия Бондарчука - "Сталинград".
Что нам ждать от этой премьеры? Горечь разочарования или триумф долгожданного достойного кино?
Предисловие:
В Совете директоров Первого канала Российского телевидения на днях произошли некоторые перемены. Было проведено ежегодное собрание и теперь в предыдущий состав (который был переизбран) вошел Федор Бондарчук. Надеюсь, что представлять Федора Сергеевича не надо.
По теме:
Оказывается (а я и не знал даже), что Фёдор Сергеевич уже давно снимает новый фильм о Великой Отечественной войне. И посвящен фильм ни много ни мало, а одному из самых трагичных и знаковых исторических событий нашей державы - Сталинградской битве.
Ух ты...
И сразу (почему то) вспоминается "Цитадель" Никиты Сергеевича... Пересматривал недавно и очень-очень пытался себя убедить, что это аллегория... былина... сказ... Но все-таки гибель московских курсантов, разметанных по снегу кровавыми ошметками на фоне реальных событий, когда парни отличились в боях и получили боевые награды за успехи в битве с врагом, к сожалению не позволила мне не грустить... Своим детям я объясню, что постановка безусловно шикарная, режиссер - замечательный, снято для русских людей, судьбы действующих лиц раскрыты изумительно и т.д. и т.п., но про войну... это неправда... все было совсем не так... и почитаю, оставшиеся от дедов рукописи, написанные с их слов о событиях тех лет...
Бондарчук заявил, что внимательно изучил недостатки предыдущих военных картин, понял, от чего именно устал зритель, и идти вслед за Михалковым не собирается. - это хорошо...
Но при этом создатели картины официально сказали, что они не пытаются снять «великий фильм о великой войне» - это плохо...
Мы не делаем идеологическую, дидактическую картину, а просто делаем кино, которое заставит переживать и плакать. Это универсальная история о людях, о том, как жить в условиях войны и как умирать достойно, если суждено умереть.- эти слова мог сказать представитель любой другой страны, особенно той, землю которой не топтали сапоги объединенной армии Европы в 41-45 гг, но когда так говорит Россиянин о картине, про Сталинград... Не про постыдные комедии о войне, тиражируемые во времена безумного Хрущева... а о Великой беспрецедентной трагедии и победе, изменившей дальнейшую мировую историю. Это четкий показатель безысходности... У этих людей просто нет выбора, иначе им не позволят снимать кино.
Создатели отметили, что о Сталинградской битве слышали почти все, но многие не знают подробностей. Например, мало кто сейчас вспоминает о том, что немецких бойцов постоянно ротировали, чтобы они не привыкали к советским людям и не начинали их жалеть, так как все солдаты с той и с другой стороны знали друг друга в лицо. Сценаристы же «Сталинграда» об этих подробностях вспомнили и попытались донести до зрителя прежде всего человеческие чувства. - э... нам опять покажут "хороших" и "добрых" эсэсовцев?
В основе сюжета лежит история любви. Потерпев неудачу при попытке перейти Волгу и начать контрнаступление на немецкую армию, советские войска вынуждены отступать. Однако нескольким солдатам удалось перебраться на берег противника. Они остаются в меньшинстве и укрываются в прибрежном доме, где встречают девушку. Ее дом заняли немцы, а сама она не успела покинуть линию фронта. На фоне самого кровопролитного в истории человечества сражения развивается история любви, и солдатам теперь любой ценой надо защитить эту девушку. - опять глупости про "сиськи покажи"? Ну почему не снять эпопею, ключевой момент которой - наша Победа и капитуляция 6-й немецкой армии!? Зачем опять показывать те дни, когда мы терпели поражение и создавать иллюзию, что мы все время проигрывали?
Российский режиссер, немецкие актеры, американская компания IMAX… - Никаких исторических споров в нашей команде не было, - уверил Бондарчук. - В Германии есть большое количество неизвестных фильмов о войне, которые ничем не отличаются от советских, и немецкие солдаты в них изображены так же, как их изображали мы. Кроме того, у нас у всех есть один общий вопрос, который нас волнует: как можно было вообще допустить то, что произошло в Сталинграде. Наш фильм как раз об этом. - ну вот именно поэтому в Германии такие фильмы (про плохих немцев) и неизвестны никому! :) А мы опять ищем виноватых? у... я даже знаю, кто этот самый виноватый! :)) тот самый-самый ужасный человек на земле... который затмил собою того, имя кому - Легион... кровожадный курильщик с пышными усами! :)) А может быть в этот раз что-нить новенькое... а? ну, пожалуйста!
Есть такой замечательный фильм Юрия Озерова. Он тоже называется - "Сталинград". И вот Фёдор Бондарчук сказал, что единственное, что можно указать похожее в отношении обеих картин. Старой Советской и новой, которая только снимается - это фотографии обстановки на съемочной площадке. С одной стороны, Бондарчук уважительно не проводит сравнений режиссерского мастерства. "Да вот я снимаю так же, как Озеров" - он не позволит себе сказать. А с другой, очень бы хотелось услышать от Федора Сергеевича слова о том, что его фильм будет столь же патриотичным и снят именно в целях показать мощь и силу нашей армии, несгибаемый героический дух нашего народа и то, что с нами Бог и мы Великая Страна, которая даст отпор любому агрессору (пускай это уже не так и все что было - было 70 лет назад).
Фильм как раз будет воспринят людьми и в первую очередь молодежью, если он будет глубоко патриотическим и будет подчеркивать наше превосходство. Он никогда не предстанет должно качественным в плане графики и спецэффектов. Для этого надо снимать в Голливуде. А там позволят снимать только такой фильм, в котором немцы возьмут Сталинград а затем дойдут до Урала. Иначе - никак... И не надо вспоминать Бекмамбетова. Он снимает не русское кино. Поэтому, собственно, и снимает. Это совсем другая тема. А тут очень может так оказаться, что у нас отнимут Победу... предоставив нашему вниманию видеоряд, полный поражений Советской армии. Один фильм, второй, десятый и вот... уже складывается впечатление, что мы тут непричем... Очень не хочется, чтобы так оно и получилось.
Фильм выйдет в 3-D, что по словам тех, кто видел рабочий материал, смотриться очень реалистично.
Эпилог:
(это необязательно читать!)
Я считаю что отец Федора Бондарчука - Сергей Фёдорович - гений советского кинематографа. То, что его затравили и вынудили покинуть страну, это гибельная для отечественной киноиндустрии утрата. Такой же разрушительный удар, как умышленное уничтожение Андрея Тарковского. Результат мы сегодня наблюдаем с вами непосредственно на экранах: у нас просто нет кино. Шахназаров? А я вот не считаю, что он хоть как то причастен к тому, что сегодня у нас происходит в киноиндустрии. Его кино считаю авторским. И его фильмы существуют совсем в иной реальности. Они не воспринимаются зрителем. "Белый Тигр" - критикуется и осуждается. За что? За то, что "непонятен"... Хочется ведь пить пиво, лопать кукурузу, рыгать, пердеть и ржать на весь кинозал или орать после второй бутылки пенного невероятные по глубине юмора шутки, веселящие окружающих. А вот фильм Шахназарова - заставляет думать, а не жевать. Поэтому - плохо, разумеется. Ну Бэтмен вот вышел в окончании трилогии - кульно и ладно... Но это уже другой разговор. Что в отношении Фёдора Бондарчука. Вот как-то до фильма "Девятая рота" я вообще не задумывался о его творчестве. С удовольствием смотрел как красиво он отвечает на вопросы Тины Канделаки, насколько он импозантен и харизматичен. И оставалось только радоваться, что у него все так хорошо складывается в жизни по его же словам. А потом я с нетерпением ждал фильма про события в Афганистане... Откуда мой отец вернулся рожденный во второй раз, со звездой героя на груди и осколком в душе. Читал все статьи, жадно пересматривал все репортажи о готовящейся премьере. И верил, безудержно верил в обещания режиссера. Нет, я не делал ставок "Райан & Лютый" ни до ни после... Я исходил из того, что говорил о своем творчестве создатель фильма. Да, на премьере мои девчонки залили слезами свои болониевые курточки, да люди выходили из зала суровые и молчаливые. Но как то вот несколько лет после этого фильма я при упоминании о Фёдоре Сергеевиче постоянно вспоминал слова из рецензии Пучкова (Гоблин) на фильм "9-я рота": - "автор, работающий в стиле «крутятся жопы»..." А вы знаете, сколько раз за это же время я пересмотрел девятую роту? Раз двадцать... Дуализм человеческой сущности никогда не покидает свой рабочий кабинет. И я был очень рад, когда мой свояк - современный молодой человек, который еще учиться в школе, где-то с месяц назад гостил у нас, и увидев этот фильм у меня на компе (а фильм там прописался) воскликнул: "ух ты, девятая рота! круто!" Я зарядил на диск и подарил ему. Правда, он забыл у меня много своих вещей и этот диск тоже... )) Знаете, для того, чтобы осуждать или хвалить многого ненужно. Было бы время и благодарные слушатели. А вот для самого себя понять то скромное отличие творческой самореализации от сопричастности режиссера любимой Родине и многострадальному Народу - очень сложно, чтобы не опуститься до глупых ошибок и хлопания дверью за которой остается наша недосказанность и невысказанность.